Политика Осторожно, Дякин!

Губерния
№43 (1014) 28.10.2015

В феврале глава Деревянского сельского поселения Олег Дякин стал «звездой» Интернета. В сети появилось видео, как чиновник, увидев камеру, отказался отчитываться перед населением. Сначала Олег Олегович попытался запретить его снимать, потом сбежал из зала заседания, после чего вернулся и попросил всех уйти. Такой вот открытый глава. Жители, надеявшиеся услышать, что Дякин делал для их блага в течение года, ушли ни с чем. Пока их выпроваживали, люди не оставляли попыток добиться от главы ответа хотя бы на основной волнующий вопрос: «Куда уходят деньги?». Дякин молчал.

Деньги

Деньги – это, похоже, вообще больная тема для главы Деревянского сельского поселения. На сегодняшний день в службе судебных приставов на него заведено семь исполнительных производств. О том, с каким рвением Олег Олегович отдает займы, красноречиво свидетельствуют решения судов, встававших на сторону его кредиторов: глава поселения, пользуясь чужими деньгами, еще умудрялся подавать иски на своих кредиторов в попытке снизить проценты за пользование чужими деньгами.

Но это неправда, что Олег Олегович не оплачивает долги. Например, у Евгении Сухоруковой, выпроводившей его однажды из кабинета, он в долгу не остался. Тем более случай отплатить так удачно представился. Напомним: заместителя мэра Петрозаводска Евгению Сухорукову сейчас судят за то, что, будучи заместителем главы администрации Прионежского района, она якобы умышленно незаконно перевела особо ценные земли сельхозназначения в местечке Ерошкина сельга (около села Деревянное) под дачное строительство, в результате чего окружающая среда вдруг пострадала на десятки миллионов рублей.

Решение о переводе земель под дачное строительство принималось не единолично Сухоруковой, а специальной комиссией. Евгения Александровна лишь подписала согласованный всеми отделами итоговый документ. Все свидетели – бывшие и нынешние сотрудники Прионежской администрации, причастные к принятию решения об изменении вида разрешенного использования этого участка, в один голос говорят: они не сообщали Сухоруковой о том, что что-то препятствует переводу. У специалистов администрации на руках было два исключающих друг друга документа: одна бумага (выданная «Карелмелиоводхозом») гласила, что система мелиорации на участке, принадлежащем ООО «Ерошкина сельга», есть, а другая (из управления Росреестра) – что ее нет. Причем именно второй документ был выдан ведомством, уполномоченным давать ответы такого рода. Именно поэтому члены комиссии, принимавшие решение об изменении вида разрешенного использования участка, достоверной сочли информацию, полученную из Росреестра. Сухорукова не знала о существовании двух противоречащих друг другу документов. Поводов не доверять специалистам администрации у нее не было. Поэтому, будучи уверенной в том, что документ соответствует нормам действующего законодательства, Сухорукова его подписала. И теперь ей грозит до 10 лет лишения свободы.

Возможно, и не грозило бы, потому как умысла в ее действиях ну явно не было, а значит, квалифицировать ее действия как умышленное превышение должностных полномочий как минимум несправедливо, но… В один прекрасный момент в суде появился Олег Олегович Дякин.

Импульсивный человек

– Работая в должности заместителя главы администрации Прионежского района, я была знакома с Дякиным. Отношения были нормальные, рабочие, хотя и я знала, что Олег Олегович достаточно импульсивный человек, – говорит Евгения Сухорукова. – Я редко занималась вопросами земли, но постоянно слышала от специалистов, что Дякин часто к ним приходил по каким-то своим вопросам и кричал. Как-то вечером с одним из таких вопросов он пришел и ко мне. Был уже накрученный, недовольный ответом специалистов земельного отдела. Выслушав его, я вызвала специалиста. Я уже сейчас точно не помню, какой именно вопрос пытался решить Олег Олегович, помню только, что это было связано с оформлением им земельного участка. Специалист тогда разъяснила мне, почему не получается сделать то, о чем просит Дякин, что это невозможно по закону. Тогда Олег Олегович начал повышать на меня голос. Я несколько раз сделала ему замечание и попросила покинуть кабинет, но он этого уже не слышал, потому что эмоции зашкаливали. Мне пришлось позвонить секретарю и попросить вызвать с первого этажа специалистов ЕДДС, чтобы помогли вывести его, потому что было по-настоящему страшно.

Когда этот человек появился в здании суда, Евгения Александровна вежливо с ним поздоровалась. Даже подсказала, куда именно идти. Ей и в голову не могло прийти, что уже через десять минут этот человек будет стоять в зале суда и по полной ее «закапывать». Мы были на том заседании: Сухорукова явно не могла поверить своим ушам. Олег Олегович, и глазом не моргнув, заявил судье о том, что лично предупреждал Евгению Александровну о ценности земель в местечке Ерошкина сельга (приносил ей бумагу из «Карелмелиоводхоза») и просил ее не менять вид разрешенного использования этих земель.

Подсудимая и ее адвокат несколько раз уточняли у свидетеля, точно ли он помнит, что обсуждал с Сухоруковой эту тему? Дякин подтверждал: «Точно». Но вот ведь незадача: на следствии чиновник давал совершенно другие показания. В частности, на вопрос о том, говорил ли он когда-нибудь с Сухоруковой на тему «Ерошкина сельга», Дякин уверенно отвечал: «Нет!» И суд, разумеется, ему об этом напомнил.

Разнервничавшись, свидетель, мягко говоря, по-дурацки объяснил причину, по которой следователю говорил одно, а суду – другое.

– Меня вообще никогда не допрашивали по делу Сухоруковой, – явно удивил присутствующих Дякин. А когда ему показали его подпись под показаниями, заявил, что это допрос не из дела Сухоруковой, и «нет» на вопрос, обсуждал ли он с ней тему «Ерошкина сельга», он ответил потому, что в тот момент просто не хотел разговаривать со следователями про Евгению Александровну.

Вот так, видимо, галантно, чисто по-мужски Олег Дякин и вернул должок Сухоруковой за ее отказ помочь ему в решении личного земельного вопроса и указание на дверь.

Настоящий фермер

На том самом судебном заседании Олег Олегович пересекся с одной из свидетельниц стороны обвинения – жительницей села Деревянное. Женщина уже в годах. Долго приглядываясь к Дякину, она спросила у участников процесса, не глава ли это их поселения, и когда узнала, что это он, охарактеризовала человека всего одним, но очень емким и нелицеприятным словом.

Несмотря на то, что сам Олег Олегович на процессе Сухоруковой без умолку себя нахваливал, свидетели (как стороны обвинения, так и стороны защиты) отзывались о нем нелестно. В частности, Александр Чуканов (бывший ведущий специалист администрации Деревянского сельского поселения) рассказал, как в поселении стоял вопрос о том, чтобы включить земли бывшего совхоза «Маяк» в границы села Деревянное и передать часть этой земли администрации и местным жителям.

– Потом вмешались некоторые личности, которые помешали нам это сделать, поскольку они с этого финансово ничего не имели, – заметил Чуканов.

– О ком идет речь?

– Есть такой Дякин Олег Олегович, нынешний глава поселения.

– Он стоял на защите интересов государства?

– Нет. Он вставал на защиту того, чтобы эти земли совхоз продавал. Вы же понимаете, что купили-то в конечном счете разные люди: одни, другие, третьи, четвертые. То есть на этих сделках можно было хорошо заработать.

– У нас в материалах дела есть обращение господина Дякина и его показания о том, что необходимо сохранять сельхозугодья. И что он как фермер мог вести на них сельское хозяйство. И чтобы жители Деревянного как минимум могли там пасти коров, – рассказал свидетелю адвокат Сухоруковой.

– Я не верю ни одному его слову. Это все, что я могу сказать, – ответил Чуканов. – У него нет скотины. И никогда не было. Он ничего не возделывал.

Последние слова свидетеля примечательны в свете того, что Олег Олегович всем представляется главой крестьянского фермерского хозяйства.

– Есть такой фермер, но он не фермер, – ошарашил как-то суд и депутат Деревянского сельского поселения Леонид Кондратьев.

– Он говорил, что нарушены права (тем, что был изменен вид разрешенного использования земель «Ерошкиной сельги». – Прим.авт.), в том числе и его. У Дякина сколько скотины, сколько он выращивает? – задался вопросом адвокат Евгении Александровны.

– Две овчарки было лет 8 назад, и тех он…

Мы не приводим большинство нелицеприятных отзывов о главе Деревянского сельского поселения, потому что эмоции людей, когда они слышали его фамилию, зашкаливали, и многие, откровенно говоря, не стеснялись в выражениях.

В какой-то момент судья Новоселов не выдержал и поинтересовался:

– За него кто голосовал? Большинством голосов ведь избирается глава. Или у вас там большинство ленивых?

– Да. И пьяниц.

– Они за него и голосовали?

– Да.

Всех предупредил

Заметим, что свое хождение по судам Олег Дякин на процессе Сухоруковой не закончил. Вскоре выяснилось, что очень хочется чиновнику обвинительного приговора и для бывшей главы администрации Прионежского района Чечиль. В отношении Светланы Всеволодовны дело возбуждено по той же статье, что и в отношении ее бывшего зама – «Превышение должностных полномочий». Светлана Чечиль, как и Евгения Сухорукова, приняла решение подписать постановление об изменении вида разрешенного использования двух участков земли только после того, как такое решение приняла комиссия. Среди членов был и нынешний заместитель министра финансов Карелии Юрий Кузьмин, который был уверен: данное решение выгодно для бюджета Деревянского поселения и района. Информации об осушенности (а именно это, как оказалось, придает заброшенным полям ценность) указанных земель не было, и глава администрации района спокойно подписала документ, будучи уверенной в том, что делает это абсолютно законно. Но, как оказалось, Дякин якобы и ее предупреждал о том, что земли переводить под дачное строительство нельзя. Ну прямо какой-то универсальный «предупреждатель».

Однако и в этом деле есть интересная деталь. Светлана Чечиль подписала постановление о переводе земель под дачное строительство не только по решению специализированной комиссии, но и с согласия жителей Деревянского сельского поселения: на общественных слушаниях было принято положительное решение по этому вопросу. И, как вы думаете, благодаря кому?

– Был товарищ, который собрал народ (на слушания. – Прим.авт.), – сказала на суде Лилия Шестакова (в то время именно она была главой Деревянского сельского поселения).

– Кто собрал? – уточнил судья.

– Нынешний глава – Дякин Олег Олегович. С его помощью. (Это сейчас Дякин – глава поселения, а в то время он был обычным жителем села Деревянное.)

О том, что Олег Олегович поспособствовал положительному голосованию за изменение вида разрешенного использования, как теперь выясняется, ценных земель, свидетельствует и протокол общественных слушаний, в котором зафиксированы слова Дякина. А именно: «Я считаю, необходимо дать возможность изменить вид разрешенного использования земельного участка. Во-первых, бюджет поселения должен пополниться за счет увеличения земельного налога, во-вторых, у нас многие работают в строительстве и будут рабочие места, в том числе и для нашей молодежи».

Сейчас Олег Олегович отрицает, что произносил когда-либо подобную речь. Там его на следствии неправильно поняли, здесь он вообще ничего не говорил. Вот прямо сразу видно: искренний человек. Действительно, за правду борется.

А ведь, казалось бы, чего ему на этот раз неймется? Чечиль в отличие от Сухоруковой из кабинета его не выгоняла. Но, как выяснилось, глава администрации «насолила» чиновнику гораздо круче. В свое время администрацией Прионежского района Олегу Дякину было отказано в предварительном согласовании места размещения кемпингов для организации любительского и спортивного рыболовства: Олег Олегович просил в аренду ни много ни мало 3000 квадратных метров.

Позже Олег Дякин долго судился с мэрией Прионежского района, требовал признать «незаконным отказ администрации». Карельский Арбитражный суд отказал «крестьянину» Дякину в исковых требованиях, подтвердив правоту Прионежской мэрии, так ведь он до Тринадцатого арбитражного апелляционного суда дошёл, а потом и до Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Правда, ничего так и не высудил.

Специфические просьбы

– Дякин Олег Олегович – это человек, который на всем протяжении моего общения с ним преследовал либо политические цели, либо собственные материальные, – говорит Светлана Чечиль. – Он ничего не делает просто так. Например, если он собирает людей на публичные слушания, то только для того, чтобы потом напомнить человеку об этой «услуге». Если он поддерживает главу администрации в каком-то вопросе, то только для того, чтобы потом прийти и сказать: «А помните…» – и попросить решить какой-то его вопрос.

– Решали? – спрашивает.

– Если в рамках закона, то да.

– А просьбы были и вне этих рамок?

– Конечно.

– Дякин – постоянный посетитель, заявитель. Очень часто появлялся в стенах администрации, – подтверждает слова Светланы Чечиль бывший специалист отдела земельных ресурсов администрации Прионежского района Екатерина Петрова.– У Олега Олеговича очень часто возникали какие-то такие просьбы: либо что-то побыстрее сделать, либо предоставить ему что-то без аукциона…Он и ко мне приходил. И дверями хлопал. Это стиль поведения этого человека.

По нашим данным, в лихие 90-е Олег Дякин дважды был судим по статье «Истязание» (обе судимости уже погашены). Так что Сухоруковой с Чечиль еще повезло, что глава поселения просто по судам ходит.