Общество «Я поняла, что физически больше не могу»

Илона Радкевич
№43 (1014) 28.10.2015

Многие потерпевшие по уголовному делу бывшего директора туристического агентства «Гала-тур» Лалы Филипповой старались не пропускать ни одного судебного заседания. Им хотелось услышать показания подсудимой и понять, зачем эта с виду успешная женщина (владелица турфирмы и начальник отдела в карельском отделении Пенсионного фонда РФ) решила обманывать людей? На что можно было рассчитывать в таком маленьком городе и при таком очевидном преступлении? Люди платили деньги за отпуск, в который в итоге не попадали. Десятки людей. Ну не могла же она надеяться на то, что клиенты это просто проглотят и жаловаться не пойдут?

Напомним: бывшего директора турагентства Лалу Филиппову обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, в период с конца декабря 2013 года по середину ноября 2014-го подсудимая похитила полученные от клиентов за оказание туруслуг деньги. Потерпевшими признаны 46 жителей Карелии. Причиненный им ущерб превысил 3 миллиона рублей.

Проблемы

Показаний Лалы Гариковны ждали еще на прошлом судебном заседании, но она заболела. Правда, потерпевшие в проблемы со здоровьем не поверили. Они вообще не верят больше ни единому слову Филипповой. Тем не менее женщина попыталась объяснить суду и своим бывшим клиентам, что же произошло с агентством, которое довольно успешно работало аж с 2002 года.

По словам подсудимой, проблемы у фирмы начались в 2008 году, когда она забеременела. Тогда у «Гала-тур» было два учредителя: она и некая Филиппенкова. По состоянию здоровья в 2008 году Лале Гариковне пришлось больше полугода провести в стационаре.

– Выписали меня в начале 2009 года, и когда я пришла в агентство, оказалось, что второй учредитель исчезла. Телефон у нее был выключен. Дома она не проживала, – поведала подсудимая. – Возникли проблемы по оплатам, потому что все договоры с банками, операторами были заключены на ее имя. Требовалась ее подпись. Поэтому в экстренном порядке пришлось перерегистрировать фирму на мое имя, для того чтобы можно было осуществлять какие-то действия.

– Давайте ближе к 2014 году, – не выдержал судья. Как известно, именно в 2014 году начался массовый обман туристов (впрочем, Лала Филиппова уверяет, что никто никого не обманывал).

– Но все потери были именно в 2008 году, – пыталась оправдаться подсудимая.

– Ради бога, давайте ближе к 2014-му.

И Лала Гариковна перешла… к 2009-му. Она рассказала, что вместе со вторым учредителем пропало и 800 тысяч рублей, а потом кто-то украл еще 236 тысяч.

– Это имеет какое-то отношение к сегодняшнему делу? – уточнил судья.

– Далее я брала кредиты…

Председательствующий в очередной раз напомнил Филипповой про то, что преступление она совершила гораздо позже. Тогда подсудимая поведала о событиях сначала конца 2013 года, когда у нее начались серьезные проблемы со здоровьем, и весны 2014 года, когда ее вновь положили в стационар.

Спонтанное решение

– За время моего отсутствия менеджерами было допущено большое количество крупных ошибок, – заявила подсудимая. Например, когда одной семье из четырех человек понадобилось забронировать отель в Турции в городе Кемер, менеджер умудрилась забронировать одноименный отель в Белеке. И все бы ничего, но путевка в кемеровский отель стоила 130 тысяч рулей, тогда как путевка в Белек аж 530 тысяч. От тура пришлось отказаться. Но полмиллиона фирма все равно потеряла: туроператор выставил стопроцентные штрафные санкции.

Вообще, не очень понятно, почему, если такие вещи и в самом деле происходили, подсудимая не расставалась с непрофессиональными менеджерами и почему не делила с ними убытки, появлявшиеся по их вине. Тем более что, как оказалось, она еще и не сильно верила в честность своих сотрудников.

– Были хищения со стороны менеджеров? – поинтересовались у Лалы Гариковны в суде.

– Ну, они не зафиксированы, но были варианты, – уклончиво ответила подсудимая.

В проблемах фирмы, по словам Филипповой, виноваты не только менеджеры и пропавший соучредитель. В 2014 году появился запрет на выезд за границу для сотрудников правоохранительных органов, а именно они, уверяет подсудимая, были самыми частыми ее клиентами. Кроме того, туристические операторы пачками разорялись и уходили с рынка. Соответственно, люди не только утратили интерес к путешествиям, но и начали отказываться от уже забронированных туров.

– Деятельность была прекращена спонтанно, в связи с очередным срывом моим по здоровью, – пояснила Лала Филиппова.

– Ага, – послышалось в зале.

– Почему даже в последний день работы агентства вы продолжали брать у людей деньги? – интересовались у подсудимой.

– Потому что я не собиралась его закрывать.

Среди потерпевших раздался недоверчивый гул, и судья уточнил:

– А когда такая идея пришла в голову?

– Мне стало плохо. Я вызвала скорую помощь и поняла, что физически больше не могу.

Письма

– На следующий день после прекращения деятельности всем туристам были отправлены заказные письма с извинениями и обещанием возврата денежных средств, – рассказала Лала Филиппова. – Были направлены статьи с извинениями в две газеты: «Всё» и «Из рук в руки». Также информация была размещена на страничке в социальной сети «ВКонтакте».

Потерпевшие едва сдерживали эмоции.

– Ну не было писем, не было, – говорят люди. – Мы их не видели.

Объяснить этот казус Лала Филиппова не смогла. Говорит: отправляла, и точка. Правда, с количеством путается. То ли 15, то ли 30. Впрочем, потерпевших в деле все равно больше. Кому-то писем явно не должно было хватить.

Закрыв туристическую фирму и уволившись из Пенсионного фонда, в августе 2014 года Лала Филиппова переехала в Санкт-Петербург. В сентябре она устроилась там на работу. Говорит, что поселилась в квартире, которую любезно на время предоставила ее подруга. Живет с 6-летним сыном, которого воспитывает одна, так как с мужем в разгар всех проблем она развелась. Где этот человек и чем он занимается, Филиппова не знает. С ребенком он ей не помогает, алиментов не платит.

– Ему вообще ребенок-то нужен? Он может осуществлять за ним уход? Надзор? – уточнил председательствующий.

– Нет.

– А ваши родители?

– Моим родителям по 70 лет.

– То есть в случае чего ребенка – в детский дом?

– Да.

От такой категоричности похолодело в душе.

Кредиты

По словам подсудимой, обретя в Питере работу, она начала выплачивать пострадавшим деньги. Но надеяться на то, что до конца судебного процесса они все получат свои потерянные сбережения обратно, не стоит.

– Это физически невозможно сделать, – говорит Филиппова.

В деле есть информация о том, что родители (а мать подсудимой – экс-руководитель Пенсионного фонда Карелии Наталья Вартанова) пытались (да и пытаются) помочь дочери решить финансовые проблемы. Даже брали кредиты по этому случаю. Просто долгов слишком много. К слову, разобраться, сколько же всего и кому должна Филиппова, суд так и не смог. Лала Гариковна очень путано говорит о своих долгах. Особенно потерпевших впечатлил момент покупки Филипповой квартиры. Ведь подсудимая говорит о том, что проблемы в фирме начались в 2008 году. А кредит на квартиру – 4 миллиона рублей – она взяла в 2010 году.

– Почему вы купили в кредит квартиру, а не пустили его на оплату долгов? – пытались выяснить у Лалы Филипповой все участники процесса.

– Потому что на оплату долгов у меня были взяты другие кредиты.

– Так какие долги у вас оставались в 2014 году, если вы их погасили?

– Так я погасила их суммами с процентами, в два раза большими.

К слову, с ипотекой Филиппова тоже не расплатилась. Квартиру забрал и продал банк. Так что надежды на то, что она сможет погасить клиентам долг с помощью этого имущества, у людей больше нет.

Подсудимая, несмотря на то, что соглашается возмещать вред потерпевшим, преступницей себя не считает.

– Я не имела цели и умысла на хищение чужого имущества, – заверила Лала Гариковна.

– Ну, конечно, – раздалось в зале.

Филиппова повернулась к людям лицом:

– Я еще раз хочу принести мои извинения потерпевшим и не отказываюсь от выплат.

– Деятельность «Гала-тур» велась в соответствии с законодательством, – заявила Лала Филиппова. – Заявки все были забронированы.

– То есть все деньги, которые вносили клиенты, направлялись на оплату путевок?

– Да.

В этот момент у людей начали сдавать нервы.

– Мы же звонили в отель. Никакая оплата не проходила, – возмущались потерпевшие. Лала Гариковна молчала.

Все понимает

– Я прекрасно понимаю состояние и негодования, и обиды, и злости. И наверняка я бы так же себя чувствовала, – заверила подсудимая. – Но я могу только еще раз принести извинения.

– Желательно деньгами, – послышалось из зала.

– Деньги я верну.

– Уже год прошел, – напомнил Филипповой судья.

– На данный момент агентство продолжает деятельность по выплате потерпевшим денежных средств и по взысканию денежных средств с клиентов, которые не оплатили свои туры, но отдохнули. Такие ситуации оказались тоже возможны, – говорит Филиппова.

Она выглядит гораздо более спокойной, чем ее бывшие клиенты. Они бы и рады ей посочувствовать, но не верят ни в долги, копившиеся годами, ни в отсутствие умысла на хищение. У каждого из них за встречей с Лалой скрыты свои проблемы и переживания. Одна из потерпевших, например, купила у Филипповой свадебное путешествие для дочери. О том, что оно не состоится, клиентка узнала непосредственно в день свадьбы. Нетрудно представить, как эта новость «украсила» праздник.