Общество Губит людей колбаса?

Губерния
№44 (1015) 04.11.2015

Специалисты Всемирной организации здравоохранения и Международного агентства по изучению рака пришли к выводу, что ежедневное употребление 50 граммов и более переработанного мяса – колбас, сосисок или бекона – повышает риск возникновения рака кишечника на 18%.

Как утверждают исследователи, само мясо вреда не несет – канцерогенным эффектом обладают вещества, которые используются при его переработке в колбасу или бекон.

Несмотря на то, что мясо теперь стоит в одном ряду с такими канцерогенами, как табак или алкоголь, степень его опасности гораздо ниже. И все же ВОЗ совместно с Международным агентством по изучению рака пришли к заключению, что бекон и сосиски необходимо внести в официальный список канцерогенов, опубликованный на сайте агентства. Если заявка на включение переработанного мяса в список канцерогенов будет одобрена, оно встанет в один ряд с плутонием и смолами сигаретного дыма.

По оценкам специалистов, ежегодно излишнее употребление мясных продуктов может быть причиной 34 тысяч смертей от рака кишечника. Это число кажется весьма значительным, однако, если сравнить вред колбасы с вредом курения, становится очевидно, что опасность мясных продуктов несколько преувеличена. Курение является причиной рака легких в 86% случаев, что составляет 19% от всех случаев заболевания разными видами рака. Для продуктов из переработанного мяса эти показатели составляют 21% (случаи заболевания раком кишечника), что составляет 3% от всех случаев рака.

Что думают известные люди России и Карелии?

Анатолий Баранов, главный редактор электронной газеты Forum.msk.ru:

– Я бы не сказал, что новость очень уж свежая. Скорее, новостью является то, что ВОЗ наконец-таки, спустя примерно лет 30-40, согласился с тем, что известно специалистам. Да, красное мясо для взрослых людей опасно, а копчености особенно. Но вот же что любопытно – особой проблемой извечных страданий советского обывателя было отсутствие на прилавках колбасы, в особенности копченой. Вареная, в общем, была куда доступней. Да и копченую покупали, конечно, но в силу известных причин в ограниченных количествах – к праздничку или гостя принять дорогого. Ну а если изредка, то ведь и ничего страшного... Но вот настали счастливые новые времена, идешь по гипермаркету и наслаждаешься видом сотен сортов копченой колбасы – ешь хоть каждый день, в будни и праздники, утром и вечером... Ну да, ежедневный бутерброд с балыком – и ты в числе тех 18 процентов, а если бутербродов пять-шесть, то, считай, гарантированный пациент онкоцентра. Зато никакой «руководящей и направляющей», только невидимая рука рынка и острый нож патологоанатома.

Андрей Пылев, главный онколог Европейской клиники, член Российского общества клинических онкологов:

– Во-первых, избыточное потребление именно мясных жиров является одним из факторов, которые могут вызывать рак толстой кишки. Эта история известна уже как минимум лет 50. Мы можем открыть любой учебник прошлого века по онкологии, и там избыточное потребление мяса идет как один из факторов возникновения рака. Но при этом я бы ни в коем случае не призывал людей поголовно становиться вегетарианцами. Потому что мы ежедневно живем в больших мегаполисах, сталкиваемся с целым рядом вредностей и, если мы будем пытаться всех этих вредностей избежать, нам надо уезжать в деревню, жить в полях и питаться подножным кормом. А это, к сожалению или, может быть, к счастью, невозможно. Поэтому что касается мяса – безусловно, избыточное потребление жирных сортов мяса в определенном проценте случаев может увеличивать риск возникновения определенного вида опухолей, но мы опять же ежедневно сталкиваемся с консервантами во всех остальных продуктах, которые мы едим. Мы неизбежно сталкиваемся с различными усилителями вкуса, которые еще на порядок более вредны. Поэтому обижать в данном случае только мясо, на мой взгляд, несколько неоправданно.

Сергей Давыдов, доцент кафедры факультетской терапии ПетрГУ, кандидат медицинских наук:

– Современный человек, не только умеющий читать и писать, но и чуть ли не с пеленок осваивающий компьютер, должен владеть и элементарной азбукой питания, чтобы не страдать от избыточного веса. Конечно, идеала красоты как чего-то завершенного не существует: каждый видит его по-своему. Я не собираюсь подвергать сомнению кустодиевский или рубенсовский идеал, речь идет не о косметическом недостатке, а о риске именно для здоровья. Что же стоит ограничить? Все, на усвоение чего уходит мало энергозатрат, то есть те продукты и напитки, в которых содержатся «простые» углеводы (от сахара до некоторых фруктов), крахмал и то, что задерживает в организме воду. То есть рафинированные и чрезмерно соленые продукты, кисель, картофель, майонез, кетчупы, какао, мороженое, соки и компоты. Легко усваиваемые организмом углеводы – основное, что мешает нам похудеть.

Сергей Шмелев, член правления Национального союза мясопереработчиков:

– Как специалист мясопереработки я могу вам сказать по поводу канцерогенности. Во-первых, это никем не исследовано и не доказано. Во-вторых, как специалист по мясопереработке, который 40 лет отработал в промышленности, который работает с теми же самыми людьми, которые тоже по много лет отработали, ни у кого не было рака, который как-то можно связать с мясом вообще и с потреблением колбасных изделий в частности. Я не успокаиваю, я говорю то, что есть на самом деле. Есть можно все, что приготовлено мясной промышленностью, но перебарщивать, конечно, нельзя ни в одной вещи. Ни в овощах, ни в мясе, ни в соли той же. Вот вы говорите, что повышенная соль, а соль – абсолютно нормальна, приемлема человеком, она содержится в любой пище, приготовленной, будь то каша, будь то мясо. За этим четко следят люди. Для этого есть государственные отраслевые стандарты, которые разработаны нашим НИИ, которые утверждены Министерством здравоохранения еще в те годы, когда даже я пешком под стол ходил. Все это было просчитано, проработано и исследовано. И сейчас вот это заявление ВОЗ абсолютно, я считаю, необоснованно. Вы слушаете диетологов, которые говорят о том, что мясо вредно. Но это только слова. Где доказательства конкретных фактов?

Ирина Мороз, диетолог высшей квалификации, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук:

– Знаете, сколько мяса содержится в колбасе? От силы 10-15%, остальное – соя и всевозможные добавки. А соя – генномодифицированный продукт, и неизвестно, к каким последствиям может привести ее употребление. Не исключено, что ГМО могут привести к необратимым последствиям в организме. Немало вопросов вызывает и использование пальмового масла вместо сливочного.

Но, на мой взгляд, самая большая опасность – в использовании синтетических пищевых добавок, так называемых улучшителей вкуса. К примеру, по мнению экспертов, добавление в колбасу глутомата натрия (его также используют в фастфуде при приготовлении хот-догов, пиццы) небезопасно для здоровья. Мало того что это перебивает вкус испорченных продуктов, но еще и натрий, заменяя соль, вызывает привыкание. Эта зависимость во многом схожа с наркотической. А кто даст гарантию, что это не станет первопричиной онкологических заболеваний?

Сергей Белков, пищевой химик-технолог:

– То, что переработанное мясо является канцерогеном, и то, что красное мясо заподозрено в канцерогенности достаточно серьезной, это очень древняя история, которой не один десяток лет. И действительно, огромное количество исследований показывают, что так оно и есть. И в данном случае Агентство поступило абсолютно правильно, включив его в список канцерогенов, потому что тому есть доказательство, это научный факт и от этого никак не откреститься.

Другое дело, что реальная причина того, что мясо канцерогенно – это то, что в мясе содержится ряд веществ, которые при нагревании реагируют между собой, образуя эти самые канцерогены. Чем больше и дольше нагревать мясо, при готовке или в промышленности, тем больше этих канцерогенов образуется. То есть не виноваты никакие ни пестициды, ни какие-то химические добавки, которые используются в производстве продукции, а виновато собственно мясо.