Тема номера Виновна?!

Губерния
№44 (1015) 04.11.2015

В понедельник Петрозаводский городской суд вынес вердикт по уголовному делу заместителя мэра Петрозаводска Евгении Сухоруковой. Чтение приговора длилось больше трех часов. Поддержать Сухорукову пришли многие сотрудники администрации города, ее знакомые. Судья Новоселов признал Евгению Александровну виновной по статье 286 часть 3 пункт «в» – «Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий». По мнению суда, доказано, что участок был осушен. Кроме того, суд нашел надуманным утверждение, что у Сухоруковой не было основания не подписывать перевод земель. Новоселов решил, что на умышленность действий Сухоруковой указывают показания Олега Дякина, человека с крайне неоднозначной репутацией.

Полная изношенность мелиорации, по мнению суда, не является юридически значимым обстоятельством, потому что она не доказана. Смягчающим обстоятельством послужил тот факт, что у Сухоруковой есть маленький ребенок, которого в случае решения о реальном лишении подсудимой свободы пришлось бы отдать родственникам. В итоге судья приговорил Сухорукову в 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. Но это не все! Еще год Сухоруковой нельзя заниматься госслужбой. Иск прокурора о возмещении 57 миллионов ущерба суд удовлетворять не стал, это дело будут рассмотрено отдельно в гражданском порядке. Через полгода Евгения Сухорукова имеет право подать на снятие судимости. На протяжении года она будет отмечаться в инспекции.

Противоречивые сведения

Напомним, что заместителя мэра Петрозаводска Евгению Сухорукову осудили за то, что, будучи заместителем главы администрации Прионежского района, она якобы умышленно незаконно перевела особо ценные земли сельхозназначения в местечке Ерошкина Сельга (около села Деревянное) под дачное строительство, в результате чего окружающая среда будто бы пострадала на десятки миллионов рублей.

Решение о переводе земель под дачное строительство принималось не единолично Сухоруковой, а специальной комиссией. Евгения Александровна лишь подписала согласованный всеми отделами итоговый документ. Подсудимая уверяет, что даже не подозревала о ценности земель Ерошкиной Сельги. Все свидетели – бывшие и нынешние сотрудники Прионежской администрации, причастные к принятию решения об изменении вида разрешенного использования этого участка, – в один голос говорят: они не сообщали Сухоруковой о том, что что-то препятствует переводу. У специалистов администрации на руках было два исключающих друг друга документа: одна бумага (выданная «Карелмелиоводхозом») гласила, что система мелиорации на участке, принадлежащем ООО «Ерошкина Сельга», есть, а другая (из управления Росреестра) – что ее нет.

Причем именно второй документ был выдан ведомством, уполномоченным давать ответы такого рода. Именно поэтому члены комиссии, принимавшие решение об изменении вида разрешенного использования участка, достоверной сочли информацию, полученную из Росреестра. Сухорукова не знала о существовании двух противоречащих друг другу документов. Поводов не доверять специалистам администрации у нее не было. Поэтому, будучи уверенной в том, что документ соответствует нормам действующего законодательства, Сухорукова его подписала. И – получила судимость. Во многом, кстати, благодаря показаниям главы Деревянского сельского поселения Олега Дякина. Человека, которого Сухорукова однажды даже попросила покинуть ее кабинет за недостойное поведение.

В суде Дякин, глазом не моргнув, заявил судье о том, что лично предупреждал Евгению Александровну о ценности земель в местечке Ерошкина Сельга (якобы приносил ей бумагу из «Карелмелиоводхоза») и просил ее не менять вид разрешенного использования этих земель. Но вот ведь незадача: на следствии глава Деревянского сельского поселения давал совершенно другие показания. В частности, на вопрос о том, говорил ли он когда-нибудь с Сухоруковой на тему Ерошкиной Сельги, Дякин уверенно отвечал: «Нет!»

Где вред?

Сухорукова неоднократно обращала внимание суда на то, что у нее не было причин сомневаться в законности подписываемого ею постановления и что она полностью доверяла своим специалистам, подготовившим документ. Напомнила Евгения Сухорукова председательствующему и о том, что не только она не сомневалась в том, что земли Ерошкиной Сельги не имеют ценности. В частности, Росреестр спокойно зарегистрировал изменение вида разрешенного использования этих земель, «Карелмелиоводхоз» 20 лет не интересовался, что там с мелиоративной системой на этих землях. Не интересовалась этим и природоохранная прокуратура. Что уж говорить о кадастровой стоимости участка, которая до сих пор остается 9 копеек за квадратный метр.

По версии следствия, строители в местечке Ерошкина Сельга якобы сняли плодородный слой почвы, и окружающая среда Карелии пострадала на сумму 69 миллионов рублей. Речь идет о землях, которые в свое время (не при Сухоруковой) были проданы частнику всего за 5 миллионов рублей. Перед последним словом адвокат Сухоруковой заявил важное ходатайство: он попросил рассмотреть дело своей подопечной заново, поскольку после окончания судебных прений стороне защиты стали известны новые обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, в связи с чем возникла необходимость предъявить суду для исследования новые доказательства: «Ерошкина Сельга» исполнила решение суда – убрала возведенные строения с земельного участка и произвела рекультивацию земельного участка. То есть устранены нарушения слоя почвы и устранен вред, который инкриминирован Сухоруковой как вред, причиненный окружающей среде.

Адвокат также отметил: «тяжкие последствия» преступления, якобы совершенного его подзащитной, были устранены за одно лето. Однако гособвинитель Дмитрий Губанов заявил, что ущерб природе и экологии не устранен, поэтому с ходатайством он не согласен: якобы земля не приняла первоначальный вид. Судья в удовлетворении ходатайства тоже отказал, отметив, что оно будет учтено судом и приобщено к делу.

Во время своего последнего слова Евгения Сухорукова еще раз подчеркнула, что обвинитель не привел ни одного (!) доказательства того, что ее действия носили умышленный характер и что дело явно носит политический характер.

– Обвинение меня в превышении должностных полномочий является абсолютно надуманным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Надуманность, несуразность предъявленного в мой адрес обвинения подтверждает мое мнение о том, что мое уголовное преследование инициировано и осуществляется по заказу команды губернатора Худилайнена. Потому что являюсь членом команды мэра Петрозаводска Ширшиной Галины Игоревны, а в политическом плане – членом «яблочной» команды, – добавила Сухорукова. – Заявляю, что я не только не признаю себя виновной, но также и то, что не собираюсь никоим образом исправляться. Считаю, что я сформировалась как личность, и приложу все усилия, чтобы остаться человеком, которого уважают окружающие меня люди, каким бы ни было решение суда и какими бы ни были лишения, которые мне пришлось бы претерпеть.

Судья Новоселов при чтении отметил, что не брал во внимание ссылку на политические мотивы дела. После вынесения приговора Евгения Сухорукова заявила, что будет обжаловать приговор. Мэр Галина Ширшина не скрывала разочарования решением суда:

– Это очень плохой прецедент. Я считаю, что здесь есть большой потенциал для обжалования, – сказала Галина Ширшина. Она назвала Сухорукову «великолепным чиновником». То, что Евгению Александровну вот так вот выпроводили с госслужбы – серьезное ослабление команды Ширшиной, и любому понятно, кому это выгодно.

Митинг 7 ноября

Вынесение обвинительного приговора по делу Сухоруковой – вовсе не конец истории. Это промежуточный результат. Некоторые скажут, мол, чего бузить-то, не посадили же. Именно на такую пораженческую реакцию и рассчитывают те, кто придумал это уголовное дело и довел до вердикта. Но важно понимать, что угроза заключения в тюрьму Сухоруковой по-прежнему сохраняется. Прокуратура будет обжаловать решение суда, настаивать на том, чтобы Евгению Александровну отправили на 3 года в тюрьму, а ее 9-летнего сына отдали на воспитание родственникам.

Кроме того, разве это справедливо, когда хорошего, ответственного чиновника гонят с работы по надуманным основаниям? Сухоруковой теперь запрещено работать на государственной службе. Политические противники Галины Ширшиной знают, насколько Сухорукова сильный руководитель, какую важную роль она играет в мэрии Петрозаводска, и рассчитывают ослабить администрацию.

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин назвал приговор политически мотивированным.

– Хорошо, что Евгения Сухорукова осталась на свободе, но несправедливый обвинительный приговор, очевидно, является местью главы Карелии Худилайнена за последовательную политику партии «ЯБЛОКО» и мэра Петрозаводска Галиной Ширшиной. Своими действиями губернатор дискредитирует как правоохранительные органы, так и авторитет государственной власти, – заявил Митрохин.

Лидер карельских «яблочников» Василий Попов, который сейчас находится в Финляндии в связи с другим сомнительным уголовным делом, отметил, что условный срок Евгении Сухоруковой был назначен, чтобы «не раздувать очередной протестный пожар».

– Это идеальный политический приговор в духе сегодняшних реалий. Суд, как полагается, прикрыл в очередной раз следствие и прокуратуру, которые состряпали очередное пустое политически мотивированное дело, добился отстранения Сухоруковой от должности заместителя мэра.

Именно поэтому сторонники Евгении Сухоруковой в субботу, 7 ноября, проводят митинг. Он состоится в Петрозаводске на Студенческом бульваре. Туда придут все, кто считает, что решение суда в отношении Сухоруковой не было справедливым. Туда придут все, кто считает, что политические репрессии в Карелии недопустимы, а глава Карелии Александр Худилайнен должен быть как можно скорее отправлен в отставку. Уголовное дело Сухоруковой должно прогреметь на всю страну. О тяжелейшей политической ситуации в Карелии узнают все, включая президента Путина.

Не оставайтесь в стороне. Евгении Сухоруковой нужны наша помощь и поддержка!