Политика Молоко вне политики?

Губерния
№46 (1017) 18.11.2015

Глава Карелии Александр Худилайнен постоянно говорит о том, что правительство республики печется о судьбе местных производителей. Когда западные санкции только накрыли Россию, Александр Петрович просил жителей Карелии поддержать местных производителей рублём и сам обещал всяческую помощь. Но забота заботой, а личные политические амбиции важнее. А потому, как бы ни был хорош местный производитель, если владелец (директор, руководитель) предприятия республиканскому правительству неугоден, то и предприятие нам такое не нужно.

У Олонецкого молочного комбината своего здания нет. С 2005 года предприятие арендует его у правительства Карелии (арендодателем выступает Фонд госимущества РК). Все это время размер арендной платы для ОМК ежемесячно составлял около 140 тысяч рублей. Однако в сентябре арендодатель уведомил предприятие, что в расчет арендной платы были внесены изменения, и теперь за аренду нужно будет платить гораздо больше – 771 тысячу 137 рублей в месяц.

И все бы ничего, можно было даже подумать, что правительство нашло (пусть и не самый удачный) способ пополнить республиканский бюджет. Однако заглянем в постановление. В его предыдущей редакции значился коэффициент сферы деятельности, который назывался «производство продукции сельского хозяйства» и был равен 0,03. После внесения изменений этот коэффициент был заменен на коэффициент «предприятия (имущественные комплексы), используемые для осуществления предпринимательской деятельности в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, или их части (здания, строения, сооружения)», равный 0,50 (это в 16 раз больше, чем было). И это самый высокий коэффициент из всех 25 коэффициентов деятельности арендатора, предусмотренных вышеуказанным постановлением Правительства РК.

По имеющейся у нас информации, практически данный коэффициент применяется только к одному карельскому предприятию – Олонецкому молочному комбинату. Исполнительный директор ОМК Сергей Басов счел, что указанное постановление нарушает федеральный закон, запрещающий органам государственной власти субъекта РФ создавать дискриминационные условия, принимать акты и осуществлять действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В связи с этим Сергей Басов обратился в карельское Управление федеральной антимонопольной службы. Он попросил провести проверку и установить, кем и каким образом осуществлялась оценка регулирующего воздействия проекта данного нормативно-правового акта, каково финансово-экономическое обоснование столь значительного повышения коэффициента деятельности арендатора, занимающегося переработкой сельскохозяйственной продукции, и по какой причине увеличение данного коэффициента более чем в 16 раз не было признано вводящим избыточные обязанности для субъектов предпринимательской деятельности и способствующим возникновению у них необоснованных расходов, и все это на фоне создавшейся в нашей стране ситуации с необходимостью развития импортозамещения и поддержки отечественных товаропроизводителей.

ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» – ключевой налогоплательщик в Олонецком районе. И именно на нем во многом держится сельское хозяйство района. Однако напомним, что его директор – лидер карельских «яблочников», политик Василий Попов, вынужденно проживающий в настоящий момент в Финляндии. Василий Анатольевич неоднократно замечал, что все предприятия, которые были им созданы или, по слухам, имеют к нему хоть какое-то отношение, досконально проверяются. И ОМК не исключение. Некоторые проверки длятся до полугода. Видимо, не сумев помешать работе предприятия путем инициирования бесконечных проверок, правительство Карелии решило сменить путь.

То, что республиканские власти хотят выжить местного производителя, подтверждает и тот факт, что когда, не желая платить баснословные деньги за аренду помещения, руководство Олонецкого молочного комбината задумалось о реализации своего законного права выкупа помещения и обратилось к собственнику здания за разрешением провести его оценку, директор Фонда государственного имущества Карелии настоятельно рекомендовал предприятию не тратиться на оценочные работы в связи с тем, что ОМК это здание все равно никто не продаст.