Общество Восток-Запад

Александр Фукс
№46 (1017) 18.11.2015

Больше всего угнетает чувство беспомощности и непонимание того, что происходит. Должны же быть какие-то ясные, укладывающиеся в голове мотивы. Нужно понимать, за что они нас убивают. Что они хотят от нас? Или это просто какие-то сумасшедшие, получающие удовольствие от массовых убийств?

Когда смотришь американский сериал «Родина», то все более-менее понятно: они мстят. Американцы взорвали школу с детьми, разбомбили свадьбу, убили чьих-то родных, и за это им прилетает в ответ. Вполне понятная для нашего ума логика. Не взрывай чужих детей – и тебя не тронут. Да и атаки исламистов в этом фильме направлены на вице-президента, на штаб-квартру ЦРУ, на американское посольство, то есть не на обычных людей, а на тех, кто принимает решения. И это тоже поддается нашей логике: не работай в таких структурах, не принимай таких решений – и живи спокойно.

Можно вспомнить, что полторы сотни лет назад терроризм процветал именно в России. Причем в нашем случае никто никому не мстил. Терроризм был идейным. Революционеры-фанатики так боролись с самодержавием. Они взрывали генерал-губернаторов, министров, великих князей и отчаянно охотились за царями. Количество их атак исчислялось сотнями. Жертвами их припадочной идейности становились случайные прохожие, дети, извозчики да дворники – все те, за чью свободу они так неистово боролись. Но все же главной их целью были так называемые сатрапы. При всем ужасе этого варварства у терактов был поддающийся логике смысл: угнетателя убивали для того, чтобы следующий угнетатель боялся и угнетал побережнее. Но в сегодняшней войне Востока и Запада я смысла уловить не могу.

Ну то есть я пытаюсь. Предположим, что резню в Париже устроили за то, что Франция бомбит ИГИЛ (деятельность организации запрещена на территории РФ. – Прим. ред.). И наш самолет взорвали по такой же причине. Значит, не надо бомбить ИГИЛ? Французских карикатуристов убили за то, что те без почтения отнеслись к чужому пророку. Тоже понятно. Не надо оскорблять чувства верующих. Но за что тогда 10 лет назад взорвали людей в Мадриде и Лондоне? Ведь те не рисовали карикатур, и ИГИЛа тогда еще не было. Видимо, те взрывы прогремели в отместку за Ирак. Не надо было влезать в Ирак. Но почему было взорвано Домодедово и два наших самолета в начале 2000-х? Мы же не входили в Ирак. Но мы воевали в Чечне. Наверное, это было за Чечню? И поезд, и метро, и Норд-Ост, и Беслан. Значит, не нужно было воевать в Чечне? Понятно. Для того чтобы Восток не убивал западных людей, Запад не должен смеяться над пророком, бомбить их города и свергать их правительства. Но, черт, почему же были взорваны башни-близнецы? Тогда еще не было ни ИГИЛа, ни Ирака, ни Ливии-Туниса-Египта и с Чечней Америка не воевала. Есть, правда, мнение, что американские власти сами убили 3 тысячи своих граждан, чтобы иметь повод развязать всю эту беду. У них же в отличие от нас нет ничего святого. Но тогда за что взорвали вокзал и автобусы в Волгограде? Мы же к тому времени уже отстроили Грозный, полюбили их лидера и платим ему дань. Так в чем же еще мы оказались виноваты? Или все-таки наше начальство делает нечто такое, чего восточный мир не прощает? Но что? Я не могу понять, чего они хотят. Чтобы мы оставили их в покое или чтобы нас не было как таковых?

Невозможно заглянуть им в головы. Логика их поступков не объяснима с точки зрения человека, воспитанного в европейской культуре. Хотя… Я вдруг подумал: а сильно ли мы отличаемся от них? Не спешите ругаться. Выслушайте. Я имею в виду то, насколько быстро и глубоко мы поверили в то, что против нас ведется война со стороны Запада. Примерно двух недель агрессивной пропаганды оказалось достаточно для того, чтобы значительная часть населения нашей страны поверила, что Украина полна фашистов и что весь западный мир ведет против нас страшную войну. За полмесяца для многих и многих россиян это стало очевидной истиной. А вместе с этой истиной пришли и другие: Европа – это Гейропа, она больна «диареей с пеной и кровью», у нас же духовные скрепы, а на Западе никаких скреп нет. Запад растлевает и порабощает нас. И вот уже тысячи добровольцев отправились воевать на Донбасс. Погибать, калечиться и убивать. Кто-то ради денег, кто-то со скуки, но многих повела туда святая вера. Вера в то, что они идут защищать наши скрепы от американских ястребов на украинской земле. Наши поезда и самолеты взрывал Восток, мы знали это, но врагом упорно считали Запад. Чего же мы хотим от арабского мира, живущего в атмосфере тотальной пропаганды долгие годы и видящего реальную войну у себя дома, если сами мы смогли заразиться вирусом ненависти к Западу за несколько дней и по куда менее веским причинам.

Да, наши люди не обматывались гранатами и не бросались в толпы невинных прохожих. Да, наши жертвы пропагандистских штампов знают, что рядовые иностранцы не виноваты, а виноваты во всем Обама, Меркель и дочка их Псаки. Но далек ли путь от ненависти к Обаме, от готовности убить и умереть за Донбасс до чего-то еще более страшного? Не знаю. Правда, не знаю.