Общество Ели-пили старик со старухой

Александр Фукс
№51 (1022) 23.12.2015

В плацкартном вагоне рядом со мною ехали старик со старухой. Вернее, бабушка с дедушкой. Она из Петрозаводска, он из Рязани. Познакомились друг с дружкою, покушали, разговорились. О детстве, о детях, о родителях, о хоккее, о президенте и о «Тихом Доне» Урсуляка. Вполне такие милые люди.

– Я Путина уважаю, – говорил дедушка. – Он молодец. Только что же у него помощники такие ужасные? Медведев этот. Уже гнал бы он его.

– Я тоже Путина одобряю, – вторила бабушка. – Вот одобряю, и все. Нравится он мне. Я и Зюганова одобряю. Он все правильно говорит. И Жириновского я одобряю. Он тоже все правильно говорит, только он излишне эмоциональный. Зюганов степенный, а Жириновский эмоциональный, но оба правильно все говорят.

– А санкции эти! – говорил дедушка. – И главное, за что? И поляки туда же! Эти-то куда лезут?

– А болгары! – поддерживала бабушка. – Болгарам-то чего надо?

– Эх, – говорил дедушка. – Всю жизнь кормили этих дармоедов. Казахов этих, прибалтов, грузин всяких. Хохлам все самое лучшее отдали. Все военные заводы, всю промышленность. А России ничего не осталось. Ничего в магазинах не было. Хорошо, что от нахлебников этих освободились…

И через минуту, не меняя интонации:

– Ельцин – преступник! Какую страну развалил!

И так естественно это у них получалось, так искренне. Вот плохо было, когда страна была большая. Хорошо, что стала меньше. И, одновременно, Ельцин – преступник, потому что развалил. То есть было все-таки хорошо? А что именно хорошо? Мне просто показалось, что эти дедушка с бабушкой и есть типичные представители тех самых знаменитых 85 процентов. Тех, на выборе которых и строится, по большому счету, наша жизнь. Интересно же понять их логику.

Мне всегда казалось, что у всего должен быть смысл. Задаешься вопросом «Зачем?» и ищешь ответ. Ну вот, например, государства всю историю стремились расширять свои границы. Зачем? В школе это как-то понятно объясняли. Сейчас вспомню. Кажется, чтобы иметь выход к морю. А это зачем? Чтобы торговать с заморскими странами без посредников. То есть не надо этим посредникам платить и, значит, можно тратить сэкономленные деньги на свой народ. Окунь, опять же, морской, треска, палтус. Все свое, ничего завозить не надо. Лови да ешь. Ну или чем больше территория, тем больше шансов, что на ней окажутся какие-нибудь полезные ископаемые. Нефть, газ, золото, камни всякие ценные. Нашел все это, выкопал – и не надо у соседей покупать. То есть, опять же, экономия и своему народу польза. Есть, в общем, некая конечная цель – благосостояние людей. Если так, тогда все понятно. А если не так?

У нас же как-то получается наоборот. Съездишь в какой-нибудь Лихтенштейн. Размера никакого. Не страна, а блоха на карте. А люди живут и как-то совсем не плохо. Финны – с Карелию величиной. Дождь, снег, холод. А переезжаешь нашу с ними границу и словно перескакиваешь из 19 века в 21-й. Почему? Это же у нас территория! Нефть, газ, золото, Сахалин, Курилы, Камчатка. Крым, опять же. Мы даже Приладожье у них отвоевали. А смысл? Цель-то конечная какая?

В чем конечный смысл огромности, если маленькие живут лучше? Зачем Ермак, блин, покорял эту мерзлую Сибирь? Или тупо для того, чтобы было, куда ссылать Ленина и декабристов. Ну, так-то тоже, конечно, вариант. Хотя... Я даже слышал, что на Курилах жизнь хуже, чем в Японии. Сам не был, не видел. Может, врут. Но что-то мне подсказывает, что так и есть. То есть в Японии ничего, кроме цунами и Фудзиямы, нет, а живут, собаки, лучше, чем на Курилах. И зачем тогда нам эти Курилы?

Не, я так-то не против. Я только «за». Пусть будут. Но объясните, зачем? Или все-таки это все не для нас? Вот не для нас, а чисто для тех, кто все это присоединяет и завоевывает. Типа игра. Они как бы так письками меряются. Мальчишки же. У меня, мол, вон сколько земли! А у меня – вон! А мой гейзер больше! А я сейчас как дам тебе по башке совочком и отберу твой гейзер! Так и сидят в песочнице с совочками и знай себе друг у друга куличики отбирают. А нас убеждают, что все это ради нас и что мы этими куличиками должны гордиться. Потому что, в конечном итоге, отбирать-то придется нам. И по башке получать будем тоже мы.