Общество Реванш

Александр Фукс
№52 (1023) 30.12.2015

Честно говоря, я до последнего момента надеялся на чудо. На эдакого бога из машины. Есть такой театральный термин. Это когда еще в античном театре на специальном устройстве сверху спускали актера, изображавшего бога, и тот все разруливал. Впоследствии вместо бога к загнанным в угол героям мог явиться какой-нибудь посланец короля и сообщить, что король-де во всем разобрался. После чего злодеи все уходили в тюрьму, а добряки непременно женились. Вот я и надеялся, что на состоявшейся сессии Петросовета может приключиться что-нибудь эдакое. Чем, в конце концов, черт не шутит.

Представлялось мне, например, следующее. Сидят себе за столами депутаты, облизываются, потирают руки, их старшой произносит обвинительную речь, мэршу, как миледи, ставят на колени, палач взмахивает мечом, и тут в зал прямо с неба опускается, например, Нургалиев. С саблей в руке. Все падают. Он сообщает, что указом его величества губернатор разоблачен и отправлен в деревню, на освободившееся место назначен он – Нургалиев, а мэра он берет себе в жены. Звучит радостная музыка. Депутаты встают, поздравляют молодых, целуют Галине Игоревне руки, Боднарчук дарит молодоженам свою улыбку. На заднем плане Худилайнен понуро пасет овец. Занавес.

Однако ничего такого не произошло. И как-то не радостно мне. Вот ни разу не радостно. Я видел, как стремительно и при этом важно депутаты заходили в зал. Их пиджаки и галстуки, их глаза и даже их щеки словно бы источали аромат собственной значимости. Еще бы! Ведь впервые в истории нашего города – да что там города, впервые в истории нашей страны! – депутаты снимали мэра. Мыши снимали кошку. Зайцы увольняли лисицу. Караси отправляли в отставку щуку. Нет, по уму, так и должно быть. В нормальном обществе депутаты должны быть силой. Но это в нормальном обществе. А у нас… У нас депутатов, если они проявляют строптивость, расстреливают из танков. У нас их пугают тюрьмой, отъемом бизнеса или просто плохим отношением. У нас они не более самостоятельны, чем домашние мопсы. Увы, у нас они всего лишь караси, которым разрешили съесть связанную щуку. Вернее, даже не разрешили, а повелели. Но ощущение было такое, что сами они этого не понимают, и им реально кажется, что это они, именно они, приняли и исполнили столь смелое и беспрецедентное решение.

Наш город плохо убирается, дворы наши изборождены ямами, ливневой канализации нет, муниципальное строительство жилья не ведется. Плохо? Плохо. Но разве как-то иначе было при Демине, при Маслякове или при Левине? Или дворы износились в последние два года? Или, может, разговоры об этой чертовой ливневой канализации не ведутся уже два десятка лет? Или, может, Масляков с Левиным как-то удачно расселяли ветхий фонд? Нет. И претензий к ним было немерено. Но не снимали их депутаты. Им не разрешали, и они не снимали. Но, может, дело просто в том, что нынешние депутаты более депутатистые? Более принципиальные, честные и непримиримые? Так ведь тоже нет. Под Алихановым и Фокиным они одни, под Худилайненом и Боднарчуком – другие. Какие надо, такие будут. Но при этом страсть какие важные.

Не знаю. Боднарчук сказал, что у него есть 30 тысяч подписей горожан, желающих отставки Ширшиной. Для города, в котором живет всего 270 тысяч человек, это очень внушительная цифра. Но мне лично жалко, что Ширшину съели. Вот просто жалко. Ведь сегодня мы живем в стране, где всех все жестче и жестче заставляют идти строем. Где все жестче и жестче запрещают иметь свое мнение и уж тем более его высказывать. Вертикаль, словно кол, вонзилась в наше общество, пробила его и нанизала нас всех на себя, как куски мяса на шампур. И в этих условиях избрание Ширшиной в мэры было чудом. Именно петрозаводчане сотворили это чудо, сорвавшись с железного шампура. Два года мы могли гордиться этим. А теперь – всё. Александр Петрович сумел взять реванш и насадил нас обратно на ту палку, на которую давно и безнадежно нанизан он сам.

Скоро нам назначат преданного вертикали сити-менеджера. Город останется таким же, как сейчас. В нем не появится ливневая канализация, не заасфальтируются дворы и не построится муниципальное жилье. Но менеджера этого никто снимать не будет. Потому что не в канализации дело. А в том, что держащему шампур удобно, когда мы все на него нанизаны. Только и всего.