Общество «Петрозаводск недостроен!»

Илона Радкевич
№5 (1028) 03.02.2016

– Я не уверен, что об этом стоит писать, – ошарашил нас главный архитектор города Евгений Фролов, когда мы попросили его подробнее рассказать о том, какие объекты могут появиться в городе в ближайшие годы. На разговор Евгений Борисович согласился легко, но предупредил, что статья, скорее всего, вызовет негативную реакцию. И дело не в том, что запланированные объекты плохие, некрасивые или ненужные городу, просто в последнее время, если речь идет о строительстве чего бы то ни было, кроме социальных объектов, жители Петрозаводска плохо реагируют на это.

С точкой зрения главного архитектора невозможно не согласиться. Помните митинги и пикеты около гипермаркета «Магнит» на Кукковке? Сначала протестовали против его строительства, потом – против внешнего вида, называли уродством и говорили о том, что городу этот гипермаркет не нужен: разве мало магазинов вокруг? Может быть, в него теперь никто не ходит? Так же, как никто не ходит в торговый центр «Макси»? При этом раздражают же не только торговые центры. Новые дома, которые появляются не на окраине города, а рядом со старыми, тоже вызывают протесты.

– Вот чего люди опасаются? – задается вопросом Евгений Фролов.

– Уплотнительной застройки, – даем мы, казалось бы, очевидный ответ.

– Уплотнительная застройка – это миф. Такого понятия не существует. Законодательно оно нигде не закреплено, – поясняет Евгений Борисович. – Нельзя говорить об уплотнительной застройке, если новые объекты строятся в жилых кварталах на тех местах, где по генеральному плану города их строительство было предусмотрено. Также существующие объекты реконструируются собственниками, что закреплено в российском законодательстве.

По словам Евгения Борисовича, ярким примером того, что в строительстве новых домов на застроенных территориях ничего страшного нет, является возведение дома во дворах пятиэтажек по улице Мерецкова. Весной 2014 года местные жители были категорически против его строительства, устраивали сходы, писали в надзорные инстанции. Но, по закону, строительству многоэтажки ничего не мешало, проектные решения прошли все согласования, и она появилась. А когда появилась, по информации, полученной от застройщика, жители из тех самых протестовавших домов начали покупать там квартиры.

– Кроме того, абсолютно изменилось пространство. Оно стало аккуратным и благоустроенным, – говорит Евгений Фролов. – Среди «типовух» появился дом, который цепляет внимание и глаз радует. Кроме всего прочего, застройщиком сверх норматива были сделаны дороги, в частности, безвозмездно была заасфальтирована парковка около детского сада. И вместо грунтовых проездов и проходов с проржавевшими гаражами, вместо заброшенного строения люди получили новое, чистое и аккуратное благоустройство. И это правильно. Происходит реновация территорий. Эта тенденция абсолютно нормальная и идёт на пользу городу.

– Петрозаводск недостроен, – уверен архитектор. – Есть места, которые просто необходимо застраивать, чтобы закончить формирование кварталов. В наших серых и безликих микрорайонах 70-х, 80-х годов нужны новые дома, там, где они могут появиться, исходя из архитектурных соображений и земельно-правовых. Но люди этого не понимают или не хотят понимать. И это вполне объяснимо: у нас большой процент населения недоволен условиями жизни, и когда в таких условиях бизнес начинает что-то строить, это вызывает недовольство. У всех одно желание – перед глазами не иметь ничего: пусть пустырь, пусть старый, заброшенный и страшный объект, но пусть он таким и останется. Но ты живешь в городе. Ты не можешь ничего не иметь перед глазами, если это не окраина, где за городской чертой лес или озеро. А город должен развиваться. Не только внешне, но и внутри себя.

В ближайшие годы, если позволит экономическая ситуация, в Петрозаводске может появиться достаточно много новых домов и зданий. С точки зрения Евгения Борисовича, очень важный объект – это жилой комплекс «Каскад» в микрорайоне Древлянка-9.

– Это наиболее интересный по архитектуре микрорайон из вновь строящихся, – говорит архитектор. – Там с очень хорошим качеством строится жилье. И когда его строительство будет завершено, мы получим очень интересный в градостроительном и архитектурном плане объект по проекту архитектора Евгения Таева.

В жилом комплексе собираются возвести 12 домов. Но сколько возведут, сейчас, наверное, не сможет сказать никто. Так же как нет точных данных о том, когда появятся остальные запланированные объекты.

– Это все частный бизнес, – говорит Евгений Фролов. – Планы есть, а будут ли они реализованы, мы не знаем. Я потому и называю это «бумажной архитектурой» – архитектурой, которая может оказаться только на бумаге. Если у застройщика денег нет, то следующая стадия может отложиться на годы.

Отдельно хочется отметить строительство гипермаркета «Лента» на Карельском проспекте. Этот объект жители Кукковки ждут. И он, говорит Евгений Борисович, наверняка будет реализован. Не так давно застройщику было отказано в разрешении на строительство в связи с обнаружившимися недоработками. Застройщиком выполнены корректировки проекта и вновь подано заявление для получения разрешения на строительство.