Общество «А зачем вы вообще рожали?»

Виктория Шапошникова
№9 (1032) 02.03.2016

Семья Малкир вшестером ютится в крошечной 18-метровой комнатке. У супругов четверо детей: старшей Кате – 9 лет, а младшим, тройняшкам Косте, Савелию и Арсению, – по полтора годика. Сначала Кристине и Семену сказали, что у них родится двойня.

Для семьи это стало большой неожиданностью. А когда через несколько месяцев выяснилось, что на свет появится тройня, родители пережили небольшой шок. Отчасти причиной такой реакции стали и жилищные условия супругов.

– Мы сразу начали думать, где будем жить с четырьмя детьми? – рассказывает Кристина. – Ходили в мэрию узнавать, какие перспективы светят при рождении тройни. Но там нам велели не приходить, пока дети не родятся.

Кристина, Семен и их дочка Катя жили в маленькой комнатушке. После рождения мальчиков пришлось переехать в комнату попросторнее в квартире родителей Семена. Всего в квартире три комнаты. В одной живет сестра Семена с ребенком, в другой – родители: мама и папа-инвалид. Ну а в третьей, самой просторной, площадью 18 квадратных метров, поселилась многодетная семья.

– Конечно, нам здесь приходится непросто, – говорит Кристина. – В этой комнате мы и едим, и спим, и играем. Дочка уже ходит в школу, уроки она может делать только тогда, когда наши младшие спят. Да и своего пространства ей тоже хочется – девочка все-таки. У нас круглосуточно шум, родители, наверное, от нас жутко устают.

С появлением тройни семья Малкир собрала все необходимые бумаги и встала на учет нуждающихся в жилье. В 2015 году семья была 8055-й в очереди. И пока очередь не сдвинулась.

– Куда мы только не ходили и кому мы только не писали! Одна чиновница нам вообще сказала: «А зачем вы рожали?» После этих слов стало обидно за нашу систему, – вспоминает Кристина. – Мы вообще не понимаем, почему в нашем городе к людям относятся, как к зверям. Чтобы попасть на прием в мэрию по вопросам расселения, постановки на учет как нуждающаяся в жилье семья, нужно выждать огромную очередь в кабинет, который работает один раз в неделю. Чтобы собрать все необходимые документы, подтверждающие, что наша семья многодетная, нужно обойти все круги ада. Бюрократия и неразбериха жуткая. На это потребуется не один и не два месяца.

Все, что семья Малкир получает от государства, – молочная кухня и пособия на детей.

– Материнский капитал, который мы можем получить, – 453 тысячи рублей. Воспользоваться им просто нереально! Мы не можем позволить себе взять ипотеку – нам просто нечем будет ее выплачивать. Доход семьи, не считая детских пособий, не превышает 15 тысяч, – говорит Сергей.

Не так давно семье предложили поучаствовать в программе приобретения жилья эконом-класса. Однокомнатная квартира в 30 квадратных метров обошлась бы семье в 1 миллион 100 тысяч рублей. «Двушки» и «трешки» стоят за 2 миллиона. Опять же семье нужно было бы ввязываться в кредиты, которые для них стали бы непосильной ношей.

– Мы узнали, что действует федеральная программа, которая позволяет при рождении третьего ребенка получить землю, – рассказывает Кристина, – а потом ее можно обменять на квартиру. Когда мы пришли к карельским чиновникам с обращением выделить нам землю, нам ответили, что программа в Карелии не работает! Как это понимать? Это же федеральная программа!

В Петрозаводске в очереди на получение квартир стоят 9 тысяч человек. Первые в очереди – семьи, вставшие на учет еще в 70-х годах прошлого века. Ну и когда семья Малкир сможет переехать в более просторное жилье? В мэрии Петрозаводска признают: в городе сложилась крайне тяжелая обстановка с предоставлением жилья нуждающимся семьям. Правда, пеняют на сложную экономическую ситуацию в России. Мол, жилье не строится, денег в бюджете нет – и это не вина мэрии. Кризис кризисом, но как показывает, например, недавний выговор Худилайнену, который он получил от президента Путина, иногда важное дело не делается из-за недостатка старания.