Общество Что слону дробина

Александр Фукс
№14 (1037) 06.04.2016

«Новая газета» опубликовала большое журналистское расследование, касающееся Владимира Путина и его друзей (http://krug.novayagazeta.ru/12-zoloto-partituri). Заголовки и подзаголовки производят эффект взорвавшегося фугаса: «ОФШОРЫ. ВСКРЫТИЕ», «Найдены секретные счета мировой элиты», «Глобальное расследование». Говорится, что журналисты крупнейших мировых изданий работали над этой темой более года. В тексте приводятся фамилии, документы. Пресс-секретарь президента целую неделю готовил народ, предупреждая, что силы зла готовят на его (ну и, конечно, на нашего) шефа информационную атаку. То есть упреждал, опасаясь, что на людей это может подействовать. А я сижу и думаю, что зря ведь он опасался. На нас такая ерунда не действует.

По крайней мере, на большинство из нас. Кто-то, конечно, будет негодовать, сердиться, размахивать газетой и кричать: «Я так и знал». Но в массе своей народ наш лишь зевнет и перевернется на другой бок. Мы не разочаруемся в президенте, не откажемся голосовать за него через два года и будем любить его с прежней ласковостью. Но почему?

Можно, конечно, предположить, что дело в нашем выработавшемся за последние четверть века скепсисе. Мы-де верили уже коммунистам, потом антикоммунистам, и те, и другие нас надули – всё! Хватит! Больше мы не верим печатному слову. Хоть запишитесь. Хоть заоритесь в вашем телевизоре. Не поверим, и все… Но ведь нет. Рассказам про укрофашистов мы ведь поверили сразу и безоглядно. Укрофашисты – это правда, а президент-вор – это фигня на палочке. Что за такая избирательность? Я готов предложить несколько вариантов ответа.

Во-первых, историческое воспитание наше таково, что, да, мы верим печатному слову и говорящей голове, но с одной оговоркой. Мы верим только официальному печатному слову и официальной говорящей голове. Они как бы вещают от лица и от имени государя, а государь врать не может, ибо он красавчик. Всякие же «Новые», «Эхи», «Снобы». «Медузы», «Дожди» – это по определению дрянь и пропаганда. Ведь враг хочет напасть на нас? Хочет. Это аксиома. Врагу надо расшатать нашу молодую советскую республику, наши старые российские скрепы, наши серп и молот, триколор, двуглавого орла, Георгиевскую ленточку, октябрятскую звездочку, пионерский галстук, казачий дух, православную демократию и прочую святость. А для этого англо-саксам, жидо-бендеровцам, шведо-финнам и турко-немцам нужны агенты в нашем тылу. Так что если кто-то позволяет себе поднимать голос на богом посланного и нами избранного помазанника, значит, этот кто-то однозначно враль и пакостник. Вот когда все то же самое сообщат официальные источники, как было в перестройку, мы тотчас им поверим. Такой уж у нас потому что характер.

Во-вторых, какой смысл переживать, если изменить все равно ничего нельзя? Ну даже если все это расследование – правда. И что? Мы-то что можем сделать? Пойти на улицу ломать заборы? Так нас за это побьют. А если побьем мы, так на место прежнего придет другой – такой же, а то и хуже, потому что лучше не бывает. Ну, мы же меряем, видимо, по себе. Если бы там оказались мы. Со всеми этими искушениями и возможностями. Мы бы что – не воспользовались? Да любой бы воспользовался. В любой стране. Все такие. Так что какой смысл что-то менять? Они немножечко воруют себе, мы немножечко воруем себе. Мы не замечаем их, они не замечают нас. И всем хорошо. Хотя было бы неплохо, чтобы пришел Сталин и всех расстрелял для порядка. Это тоже такой наш, так сказать, дуализм. Такое как бы кричащее противоречие. Сложные мы потому что. Неоднозначные.

Можно, конечно, не выходить на улицу с кольями и не свергать никого насильно, а просто мирно прийти на выборы и не выбрать того, кто нас разочаровал. Но кого тогда выбрать? Никого ж нет. И это тоже наша особина. Мы всегда уверены, что никого нет. Всю историю человечества цари сменяли царей, президенты – президентов и премьер-министры – премьер-министров. И ничего, жизнь не останавливалась. Мы вроде как в курсе этого дела, но все равно всякий раз считаем начальника незаменимым. Казалось бы, ну кто знал Путина в 1999? Никто. Пришел человек из ниоткуда, и вот уже кажется, что он был вечно и будет всегда. А ведь не будет. Это медицинский факт. Но нам не верится. Или пусть хотя бы наследника укажет. А то сами же мы не разберемся. Напутаем, ошибемся, и настанет на Руси смутное время. Не в пример нынешнему. Не смутному.

А да. Есть еще одна причина, почему расследование «Новой» не вызвало у населения бурной реакции. Много буков, знаете ли. Очень много буков. Просто не дочитали.