Общество Дорога, которой нет

Александр Фукс
№15 (1038) 13.04.2016

Тридцать шесть фирм, имеющих склады возле железной дороги на Кукковке, находятся на грани разорения. Причиной тому явилась светлая, на первый взгляд, идея Владимира Путина построить недалеко от них новое современное кадетское училище. Чтобы готовило оно мальчиков с младых ногтей к армии. Ибо армия для мужчины есть лучшее применение. Да и форма ему чудо как к лицу.

Буквально напротив гражданских складов находится большой участок земли, принадлежащий Министерству обороны. Так называемый военный городок № 6. Он также застроен складами, только военными. По задумке Путина, склады эти следовало снести, а на их месте построить президентское кадетское училище. О нескольких корпусах, с бассейном и ледовой площадкой. И вот осенью 2015 года было принято решение начать работы по очистке территории, с тем чтобы к декабрю полностью освободить землю, а к 1 сентября 2016-го уже открыть двери для первых кадетов. Одна беда – осуществить задуманное мешала железнодорожная колея.

От основной железнодорожной развязки станции Голиковка на склады вела одна колея. Она заходила в военный город и оттуда переводилась на территорию гражданских складов. По этим рельсам приходили вагоны с комбикормами для петрозаводской птицефабрики и ряд других грузов. Но президентскому кадетскому училищу не нужны были рельсы. А значит, их нужно было убрать.

– Я никогда не видел, чтобы какие-то работы в нашей стране производились с такой скоростью, – рассказывает директор фирмы ООО ТПК «ВИК» Владимир Вайнблат. – За две недели работники железной дороги выкорчевали две сотни метров рельсов со шпалами и переложили их в другое место.

И все бы прекрасно, но в результате этих усердных трудов железнодорожники в хлам уничтожили автомобильную дорогу, которая вела к гражданским складам.

– Причем до начала работ железнодорожники обещали все за собой убрать и все исправить, – говорят предприниматели. – А когда все разбили, то вдруг появилось их начальство и удивилось: мол, кто вам обещал? Мы не обещали.

И началось у бизнесменов хождение по мукам. Дороги нет, машинам с товаром не проехать, бизнес на грани уничтожения, а чиновники разводят руками и не знают, чем им, бедным, помочь. Город и рад бы отремонтировать эту дорогу, но вдруг выяснилось, что городу она не принадлежит. А принадлежит Российской Федерации и предоставлена в аренду ОАО «РЖД». Вот если бы Российская Федерация безвозмездно передала эту дорогу Петрозаводску, тогда конечно. Но кроме того что городская администрация была готова принять дорогу лишь даром, она требовала соблюсти еще ряд формальностей. Таких как:

1) предоставление документов, подтверждающих завершение строительных работ и ввод в эксплуатацию автомобильной дороги;

2) проектная документация на автомобильную дорогу;

3) акт ввода в эксплуатацию дороги, согласованный с ГИБДД;

4) сведения о стоимости этой дороги.

В общем, для того чтобы попасть на баланс мэрии, дорога должна соответствовать всем техническим требованиям и стандартам. А меж тем дороги этой юридически вообще не существует.

То есть фактически она есть. Уже лет 20, а может, 30, а может быть, и все 40 по ней на склады ездят грузовики и фуры. Все это так. Но де-юре ничего этого как бы и нет. Как явствует из письма заместителя начальника Октябрьской железной дороги товарища Троянова, «на земельном участке, расположенном на ст. Голиковка в г. Петрозаводске, автомобильной дороги как таковой никогда не существовало», а «проезд автотранспорта по данному земельному участку был организован несанкционированно». То есть не возьмет эту дорогу город на свой баланс, ведь она не только не соответствует стандартам, а ее как бы вовсе не существует. А РЖД исправлять разрушенное не хотят, так как, если руководствоваться документами, они ничего и не разрушали. Вот если бы президент страны их попросил, то они за две недели готовы были бы и горы свернуть. А на просьбу 36 фирм, в которых работают 200 обычных граждан России, можно особого внимания и не обращать. Они ведь просто граждане России, и с их интересами считаться не обязательно. Впрочем, в конце своего письма товарищ Троянов предложил самому активному предпринимателю взять эту «несуществующую» дорогу у РЖД в субаренду. То есть платить железной дороге арендную плату и самому, раз ему так надо, асфальтировать уничтоженный железнодорожниками ради кадетского училища проезд.

Сегодня три фирмы из 36, не видя нормальных перспектив, съехали с территории базы. Остальные сбросились и заказали 100 тонн щебня, чтобы хоть как-то привести в порядок подъездной путь к их складам. Что до кадетского училища, которое 1 сентября должно гостеприимно открыть свои врата для будущих кадетов, то работы на том участке земли еще не начались. Да и стоящие там строения, которые собирались снести еще в декабре, до сих пор на месте.

А дороги нет.