Общество «Провокаторы», «варвары», «хулиганы»…

Илона Радкевич
№17 (1040) 27.04.2016

В Петрозаводске попробовали придумать, что же теперь делать со стопхамовцами: несмотря на то, что их организацию официально запретили, ребята продолжают выходить на улицы города и клеить наклейки на лобовые стекла машин, водители которых нарушают Правила дорожного движения.

Состоявшийся круглый стол по составу участников, наверное, впервые был полноценным: представители «СтопХама», пострадавший от их действий мужчина, представители ГИБДД и инспекции по делам несовершеннолетних, адвокат, депутаты, журналисты, общественность и представители Молодежного парламента Карелии (они, собственно, это мероприятие и организовали).

Одна машина в час

«Провокаторы», «варвары», «хулиганы»… Как только не именуют этих ребят противники движения «СтопХам». Может, оно и так, да только во время указанного мероприятия эти ребята были гораздо сдержаннее и деликатнее тех, кто пытался их учить уму-разуму.

Заместитель председателя Молодежного парламента Дан Гольденберг с ходу заявил, что проект «СтопХам» – это шоу, а его участники – лицемеры, извратившие общественно-полезную цель своего движения. Однако основатель карельского «СтопХама» 17-летний Кирилл Рябов уже столько раз слышал подобные выкрики в свой адрес, что у парня сформировался к ним устойчивый иммунитет. Он ровным голосом рассказал участникам круглого стола, когда и зачем ввязался в эту затею с обличающими наклейками, и что собирается делать теперь, когда движение «СтопХам» запрещено.

А началось все, пояснил Кирилл, с прогулок по городу мимо пешеходной дорожки около Республиканской больницы. По этой дорожке тогда ездило много машин, водители которых не хотели даже объезжать пешеходов: вынуждали их отходить в сторону. Это подтолкнуло Кирилла создать в Петрозаводске отделение движения «СтопХам».

– Мы боролись там (около ЦРБ. – Прим.авт.) примерно 1,5 года, и у нас получилось сделать так, что если раньше ездили по 10 машин в минуту, то потом стала ездить одна машина в час, – пояснил Кирилл. – Затем, правда, изменили организацию движения. И, к сожалению, сейчас там ездит очень много машин. После изменения организации движения там сбили пешехода: машина сдавала задним ходом и сбила дедушку. Мы бы хотели, чтобы организацию движения изменили обратно и чтобы там работали сотрудники ГИБДД.

Зал закипал, а Кирилл спокойно продолжал:

– Было много моментов, когда мы просили сотрудников ГИБДД работать, вызывали их на место, но после того, как их сократили, они едут на вызов по 2-3 часа. Бывало и быстрее, но только если экипаж находится рядом… Так же у здания МВД на Кирова, 1: стоят два сотрудника ГИБДД и ничего не делают. Мы постоянно к ним подходим: «А видите, что вот там…»

У присутствующих на заседании стражей порядка спросили, действительно ли наряды ГИБДД приезжают на вызовы только через 2-3 часа? В ответ прозвучало: «Такой статистики не ведем». А на вопрос: «У вас достаточно экипажей, чтобы контролировать все места с нарушениями?» – люди в погонах и вовсе предпочли не отвечать.

«Эти богатые молодые люди»

– Сейчас (после того как движение было официально запрещено. – Прим.авт.) мы боремся не с нарушением ПДД, как многие считают, мы боремся именно с хамством, – пояснил Кирилл.

Парень уверяет: при адекватной реакции водителя на просьбу перепарковаться они никогда не воспользуются наклейкой. Метка «Мне плевать на всех. Паркуюсь где хочу» появляется на машинах только в том случае, если водители начинают материться и оскорблять в ответ.

– Так а зачем вы наклейки-то клеите? Зачем? – почему-то недоумевали за круглым столом.

– Чтобы показать, кто этот человек на самом деле, – пытался донести до окружающих свою мысль Кирилл.

– Кто вам дал такое право называть человека хамом? Клевета это!

Наблюдать за происходящим было забавно.

– Ваша организация, молодые люди, нарушает огромное количество законов Российской Федерации, всевозможных, начиная от Конституции, Административный кодекс, Уголовный, Гражданский и так далее… – перечислял Дан Гольденберг. – Порча имущества. Самостоятельно эту наклейку не убрать. Нужны определенные средства. Да еще и царапаешь свое лобовое стекло. Это стоит около 2,5 тысячи рублей.

Впрочем, наклейка наклейкой, а ведь «беспредельщики» еще и на видео снимают все происходящее.

– Зачем ваша организация существует? – заявил заместитель председателя молодежного парламента. – Разные компетентные источники говорят, что каждый ваш выпуск спланирован детально и вплоть до движений ваших охранников, ваших провокаторов. У всех организаций «СтопХам» на территории РФ заключены партнерские соглашения с сайтом YouTube, в рамках которого за каждый просмотр они получают деньги. Каждый сейчас может примерно посчитать, сколько эти молодые люди, эти богатые молодые люди зарабатывают.

– Я не получаю зарплату в «СтопХаме», – уже после окончания мероприятия прокомментировал эти исчисления Кирилл Рябов. – У нас нет зарплат. Петрозаводское отделение «СтопХама» не получает никакие гранты. Мы сами покупаем видеокамеры, сами покупаем технику, сами же заказываем в Петрозаводске легкие наклейки, которые снимаются за один раз. Деньги идут не космические, меньше 10 тысяч рублей в месяц.

Если надо…

Участники круглого стола пытались добиться от стопхамовцев ответа на вопрос:

– Зачем вы делаете видеосъемку?

– Мы фиксируем на видео для общественного порицания, – стойко поясняли участникам круглого стола Кирилл и его товарищ.

Ребятам тут же напомнили, что водители в их роликах подчас выглядят достаточно неприглядно, и распространение этой «неприглядности» может стоить людям, например, работы. Такие прецеденты были. Один из тех, кого эти парни наградили таким «осадком», тоже присутствовал на заседании круглого стола. В тот день, когда ребята наклеили на лобовое стекло его машины наклейку (после чего он, разумеется, не смог сдержать возмущения), он всего лишь привез к Дворцу творчества детей и юношества забытые ребенком дома ключи. Да, машина была припаркована не по ПДД, но он выскочил из нее на пару минут.

Присутствовавший на заседании адвокат Михаил Исаев попытался, убрав эмоции в сторону, оценить происходящее с точки зрения закона:

– Давать заключение относительно того, существует нарушение или нет, может суд по конкретным обстоятельствам. Доведите дело до суда, и тогда вы получите объективную оценку, – посоветовал он всем противникам деятельности, которую ведут ребята… – Могут ли люди самостоятельно осуществлять общественный контроль и, соответственно, фиксировать на камеру совершенные правонарушения? Да или нет? Действующее законодательство нам позволяет осуществлять общественный контроль. Вы тоже можете прийти и зафиксировать, как у вас во дворе машина вашего соседа стоит на газоне. Это ваше право.

В суде же Михаил Исаев посоветовал решать и вопросы с наклеиванием наклеек. Ведь можно просто содрать самому со стекла то, что на него налепили, а можно вызвать сотрудников ГИБДД, зафиксировать это обстоятельство, вызвать эвакуатор, потом отвезти машину на мойку, после чего, собрав все чеки и документы, обратиться в суд. Ни один еще не обратился. Даже самый активный пострадавший (тот, что с ключами для ребенка).

– Какие были ваши действия? – поинтересовалась у него Наталья Трифонова из подразделения по делам несовершеннолетних МВД по РК.

– Я начал с ними бороться в Интернете, – ответил мужчина.

– Да не нужно было с ними бороться. Почему вы не обратились в органы? У нас нет прецедента. Мы все говорим, какие они плохие, но, с другой стороны, у нас нет ни одного обращения в суд, – заключила Трифонова.

– Если надо, я обращусь, – тут же заверил пострадавший.

А кому надо-то? Полиции? Судьям?

Ему можно

– Благая идея наведения порядка на дорогах людьми, у которых на это нет полномочий, превращается в самосуд, в некоторое наказание и штрафование вот этой самой наклейкой, в которой, кстати, ошибка: нет запятой, – заметил депутат Законодательного Собрания Карелии Алексей Гаврилов. – У меня только один вопрос: Где ГИБДД? Где МВД? И где, в конце концов, действия либо в отношении стопхамовцев, либо водителей?

Надо сказать, стражи порядка не отмолчались.

– Те действия, которые сейчас происходят, они неприемлемы, – высказал свою точку зрения заместитель начальника Управления ДПС УГИБДД МВД по Республике Карелия Александр Дышаев и обратился к парням: – Что мешает вам зафиксировать правонарушение и вызвать сотрудника ГАИ? Или направить информацию к нам для принятия решения? Фиксируйте, присылайте! Звоните в Дежурную часть.

– По поводу того, что нужно писать заявления по каждому случаю, я это делал. И они потом вызывают по каждому заявлению на каждую машину давать объяснения, – спокойно пояснил Кирилл. – Вот в Москве сделали приложение: сфотографировал машину, отправил. И не надо объяснений никаких давать: написал время в приложении – и все. В Петрозаводске это делается очень долго. Пишется заявление, после чего приходится идти на Ленинградскую и давать объяснения по каждой машине, приводить свидетелей, которые тоже дают объяснения, прилагать фотографии.

Впрочем, говорят ребята, иногда возникают сложности даже в том случае, когда сотрудники ГИБДД находятся рядом и вроде бы не нужно никого ждать, а потом никуда ходить:

– Автомобиль Худилайнена стоял у железнодорожного вокзала на пешеходной дорожке. Звоним в ГИБДД. Говорят: «Пусть стоит. Он же Худилайнен. Ему можно…». Наклеили наклейку. Сотрудник ГИБДД подходит: «Да вы же Худилайнену наклеили. Что вы наделали?» И машина Худилайнена спокойно уезжает, без штрафа.

Варварством бороться с варварством

– Вы напоминаете мне народовольцев, которые плохо кончили в свое время… – обратился к стопхамовцам историк и член общественного совета МВД Карелии Михаил Гольденберг. – Есть в истории такое понятие: варварством бороться с варварством. Мне кажется, в данном случае происходит именно такое явление… На дорогах просто полно сумасшедших, просто полно хамов. Но варварство остается варварством, а хамство остается хамством. В данном случае должен работать закон. Дошло дело до поножовщины в центре города (во время одного из рейдов один из стопхамовцев получил ножевое ранение. – Прим. авт.). Вы не тимуровцы. Вы не Павлики Морозовы. Это аморально.

Депутат Гаврилов в своих характеристиках пошел еще дальше:

– Как охарактеризовать организованную группу лиц, которая собирается вместе с конкретной целью: причинения – непричинения наклейки? По-моему, сокращенно – это три буквы: ОПГ.

– То же самое, что ЗС. Только букв две. Это тоже определенная группа лиц, которая собирается с определенной целью, – парировал народному избраннику адвокат Михаил Исаев.

Представители Молодежного парламента требовали перестать скидывать ролики в Интернет, завести себе печатный блог и приглашать на свои рейды сотрудников ГИБДД. Кто-то требовал не клеить наклейки, кто-то – не провоцировать.

– Мы не считаем обычную просьбу провокацией, – уточнил Кирилл и ответил согласием на все прозвучавшие в его адрес требования. От совместных рейдов сотрудники ГИБДД отказались.

Мероприятие прошло. Галочка поставлена. Стопхамовцы вернулись на улицы города. Пойдут ли депутаты и члены молодежного парламента дальше болтовни, пока непонятно.

P.S. А по пути домой встретилось столько реальных хамов за рулем, что была бы наклейка – наклеила бы!