Политика Бизнес на Победе

Валерий Поташов
№19 (1042) 11.05.2016

Задолго до очередной годовщины окончания войны, которую каждый родившийся в Советском Союзе знает как Великую Отечественную, на обочине разбитой будто после бомбежки дороги, связывающей Петрозаводск с отвоеванным у финнов городком Суоярви, появился предприимчивый гражданин, торгующий наклейками ко Дню Победы.

А в самой карельской столице одна из фирм украсила фасад своего офиса яркими баннерами «За Родину!», «На Берлин!», «Мы победили!», «Наклейки на авто к 9 мая». И судя по тому, сколько машин проносится по городским улицам с излияниями благодарности «деду за Победу», бизнес этот дает неплохой навар.

Как оказалось, «наклейки на авто к 9 мая» стоят недорого, и их вполне может позволить себе не только обладатель продукции немецкого автопрома – согласитесь: это же очень патриотично объезжать родные российские ухабы на фольксвагене или мерседесе с надписью «Мы победили!» или «На Берлин!», но и владелец стареньких жигулей. За простенькую георгиевскую ленточку, которую можно наклеить на капот или крышку багажника, просят 100 рублей, а за изображение Ордена Отечественной войны – 300. Но если брать символы Победы мелким оптом, можно даже сэкономить: к примеру, за десять наклеек полагается скидка в 30 процентов. Так что даже патриотизм, который президент страны объявил национальной идеей, бывает с дисконтом.

В общем-то, удивляться этому не приходится. Победа давно превратилась в России в бизнес-проект, который получает от государства солидные инвестиции, а то, что кто-то из предпринимателей решил сам подзаработать на «празднике со слезами на глазах» – так это банальное удовлетворение потребительского спроса. Видел ли кто-нибудь в Нью-Йорке или Лондоне машину с наклейкой «Thank Granddad For The Victory!»? Думаю, что вряд ли. Нет спроса – нет предложения, хотя победу в войне с фашизмом и в США, и в Великобритании чтят не меньше, чем в России. Но, как мне кажется, акцент в этом почитании делается на окончании войны, а нам, как известно, «нужна одна Победа».

К сожалению, в последние годы в «празднике со слезами на глазах» остается все меньше слез. Помпезные парады, эстрадно-патриотические шоу и попсовые римейки самых трогательных советских фильмов о войне похожи на искусственный подсластитель, который должен скрыть подлинную горечь Победы, потому что, как отмечал еще в 80-е годы писатель-фронтовик Виктор Астафьев, если назвать истинную цифру потерь в Великой Отечественной войне, то «вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови».

Однако на такой Победе бизнес не сделаешь. И когда страна, выигравшая самую кровавую в истории войну, живет беднее тех стран, которые эту войну проиграли, власти не остается ничего иного, как залепить окна своим гражданам лозунгом «Мы победили!».