Пульс Заслуженный пилот России считает, что в авиакатастрофе в Подмосковье виноват экипаж Ан-148. По его мнению, летчики забыли включить два тумблера

3 603

Пассажирский самолет «Саратовских авиалиний», направляющийся в Орск, потерпел крушение уже через несколько минут после взлета из Домодедово. В авиакатастрофе погибло 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

По мнению бывшего летного директора «Внуковских авиалиний», члена комиссии при президенте России по развитию авиации общего назначения Юрия Сытника, самолет Ан-148 мог разбиться из-за обледенения приемников полного давления (ППД). Система обогрева была выключена, поэтому индикаторы пилотов отражали неверные данные скорости полета, что и привело к катастрофе. Эту версию МАК считает главной. Об этом пишет «Московский Комсомолец».

Приемники представляют собой два тумблера на верхней панели. Летчики должны были их включить перед полетом и выполнить карту контрольных проверок. Они не провели проверку, тем самым нарушили технологию взаимодействия.

Заслуженный пилот России предположил, как могли развиваться события на борту самолета «Саратовских авиалиний».

— Летчики забыли включить приемники полного давления. Согласно расшифровке данных параметрического самописца, до этого полета они ППД включали, а в рейсе на Орск — нет, — сказал Юрий Михайлович. — Когда у них на высоте тысяча метров пошел первый сбой, они заволновались, поняли, что у них произошла рассинхронизация показаний скорости. На автопилоте набрали еще 2 тысячи метров. Загорелось табло: «Проверь скорость».

После этого пилоты перешли на ручное управление, разогнались до 800 километров, наклонились на 30 градусов вниз и упали.

— 30 градусов вниз, они разогнали скорость до 800 км в час и вошли в землю. Согласно расшифровке, за несколько секунд летчики успели дернуть штурвал на себя, но инерция была такова, что самолет ударился об землю и взорвался.

Пилоты поняли, что находятся в безвыходной ситуации, когда самолет пересек высоту 500—600 метров. Скорость была 800 километров в час, и летчики уже не могли вывести самолет.

Юрий Сытников отметил, что от приемников полного давления напрямую зависит управление самолетом.

— Датчики ППД — это часть бортовой системы воздушных сигналов (СВС), которая формирует показания указателей скорости, вариометра и высотомера. Через датчики угловых скоростей формируется сигнал на управление самолетом. Чтобы не было обледенения ППД при низкой температуре, их оснащают устройством электроподогрева. На борту, следующем из Москвы в Орск, закупоренные льдом входы приборов не позволяли правильно измерять воздушную скорость. Загорелось табло. Экипаж просто должен был включить ППД, через 30—40 секунд они бы отогрелись, и их работа была бы восстановлена. Но летчики этого не сделали, — объяснил Юрий Михайлович.

Сытников считает, что в авиакатастрофе виноваты пилоты и их нечеткое выполнение инструкций.

— Я не знаю, как можно было допустить такую ситуацию… У меня это просто не укладывается в голове. Командиру корабля был 51 год, его налет — 5 тысяч часов. Такой налет летчик должен иметь в 28 лет, максимум — в 29. Я хочу спросить у руководителей Федерального агентства воздушного транспорта: «Вы кому даете пилотские свидетельства? Вы как готовите авиакомпании?» Как член комиссии при президенте России по развитию авиации, в ближайшее время я намерен поднять эти вопросы.

Ранее пилот-инструктор Андрей Красноперов заявлял, что авиакатастрофа Ан-148 могла произойти из-за плохой видимости и обледенения воздушного судна. Куски льда могли попасть в двигатель и сломать турбины.

— Сейчас уже появилась видеозапись падения самолета, на которой виден удар о землю. Дальше произошел отскок, как будто бросили кирпич. Траектория не характерна для пассажирского самолета, который должен набрать высоту и выйти за облака. А тут получилось так, что он набрал высоту 2000 метров, скорость — 600 км/ч. Потом происходит снижение до 1500 метров. Потом он идет опять вверх, а потом опять вниз. Дальше идет резкое падение высоты, маленькое нарастание скорости и тряска на штурвале. Это может говорить только о том, что с самолетом в этот момент было что-то не то. Можно объяснить произошедшее тряской в момент срыва самолета с высоты 1500 метров. Возможно, что самолет так обледенел, что летчик тянул штурвал на себя, пытаясь сохранить горизонтальный полет или набор высоты, но не мог этого делать, потому что самолет просто сорвался в штопор, — объяснил «НСН» произошедшее летчик.