Преподаватель из Республики Башкортостан Дара Гольдберг уже несколько месяцев проводит эксперимент — можно ли прожить на официально установленный прожиточный минимум? В начале года в регионе этот минимум составил 9142 рубля.
В случае провала девушка обещает пожертвовать сэкономленную тысячу с каждого месяца премьер-министру Дмитрию Медведеву, в случае удачи — на президентскую кампанию оппозионера Алексея Навального.
Ход эксперимента Дара Гольдберг подробно описывает на своем канале в YouTube. Журналист издания «idelreal» поговорил с девушкой о том, можно ли выжить на эту сумму.
— Расскажите, в чем смысл и цель вашего эксперимента?
— Когда пару лет назад я проводила этот эксперимент впервые, мне было просто любопытно — реально ли выжить на этот минимум или нет. Тогда мой эксперимент длился всего месяц. Я рассказала о нем своим друзьям. Многие из них мне тогда сказали: «А мы так и живем на такие деньги». Одна подруга заявила, что живет на шесть тысяч рублей в месяц, другая — на восемь тысяч.
На этот раз смысл был уже в том, чтобы люди всерьез задумались над этой проблемой — когда есть сумма, на которую, по мнению государства, человеку надлежит прожить целый месяц. По факту эта сумма очень плохо соотносится с реальным уровнем цен на продукты, услуги. Снизить цены? Нереально. Значит, нужно увеличивать сумму. Надо говорить об этом на каждом шагу, чтобы левиафан нас услышал.
— Как вы спланировали эксперимент? Какие условия для себя поставили?
— Я решила, что в этот раз буду проводить его в течение полугода. Начала в середине марта, а закончу в сентябре — к своему дню рождения. Условия такие — я старалась жить по раскладке, представленной нашим правительством в прожиточном минимуме, действовавшем в то время в нашем регионе. Это 4400 рублей — на еду, 3000 — на ЖКХ и прочие услуги. За эти рамки выходить нельзя.
Сразу скажу — не очень-то получалось это делать, поскольку на еду уходит гораздо больше. Еще одно условие, которое я себе поставила, — если бывают какие-то непредвиденные нужды, например нужно пойти на день рождения к друзьям с подарком и так далее, в этом случае я просто иду и где-то дополнительно зарабатываю. Поскольку я преподаватель, мне это не сложно сделать, к примеру взять репетиторство.
В раскладке прожиточного минимума вообще нет такой графы, как досуг, видимо, разработчики этого минимума искренне полагают, что человеку не обязательно ходить в кино, театр, отдыхать, что-то праздновать с друзьями или родственниками.
— А сколько заложено в этом минимуме на такие покупки, как одежда, обувь?
— На это там заложено очень мало, и я пока почти ничего себе не покупала. Стараюсь держаться. Бывает так: идут дожди, ходишь и думаешь — неплохо бы купить себе резиновые сапоги. И понимаешь — ну какие тут сапоги?! Бюджет не позволяет их купить! Ходи, мочи ноги, суши носки на батарее… Ну и понятно, что такой прожиточный минимум не позволит купить никакую бытовую технику — холодильник, телевизор, стиральную машину. И не позволит приобрести их в кредит.
— Какие трудности выявились в первые месяцы вашего эксперимента?
— Первый месяц мне было дико сложно все выдерживать, потому что я абсолютно не представляла, сколько вообще денег должно уходить, к примеру, на продукты. В первые дни я пошла в супермаркет, набрала, как обычно, еду и увидела, что практически весь свой месячный бюджет я уже потратила. Подумала — нет, так не годится. Стала советоваться с друзьями, которые, как я упоминала, живут на такой минимум. Они поделились со мной многими секретами — рассказали о распродажах, посоветовали смотреть то, что идет по уценке, по акциям в сетях «Магнит», «Семерочка», «Пятерочка» и так далее. С тех пор я все это успешно практикую — уже не смотрю на товар с обычным ценником, беру то, что идет по скидке.
Потом было сложно вспомнить, что в конце месяца я должна заплатить за Интернет — это 400 рублей, за мобильную связь — по 300 рублей за два телефона, за жилищно-коммунальные услуги. Хотя за жилье я плачу мало — всего 925 рублей в месяц за место в общежитии.
— На какую сумму вы жили до начала эксперимента?
— У меня была полная преподавательская ставка — я получала с премиями где-то 25 тысяч рублей в месяц. И почти все у меня уходило — откладывать удавалось либо тысячу рублей, либо две. В долг я не занимала, родители помогали только при крупных тратах — например, на ремонт машины. Добавлю, что на бензин я почти не трачусь — если еду в другие города, то беру за плату попутчиков, а по городу стараюсь ходить пешком. Это и для здоровья полезно.
— Кстати, о здоровье. Какие изменения в физиологическим плане стали заметны во время эксперимента?
— Знаете, я по жизни всегда ела довольно мало, и в плане веса у меня нет каких-то изменений — как весила 45 кг, так и вешу. Но в крови немного упал гемоглобин — понятно, что организму не хватает мяса, белков. Затем волосы стали дольше сохнуть, выпадать. По условиям эксперимента компенсировать это невозможно — нужно либо качественно питаться, либо принимать комплексные витамины, которые стоят 600—700 рублей за баночку. Понятно, что на такое денег нет. Месяц назад я взяла и побрила голову налысо — и не жарко, и на шампунь тратиться не надо. На работу, конечно, ношу тюрбаны и платки, чтобы не шокировать людей.
Но есть и некоторые плюсы — чтобы разнообразить свою пищу, я летом начала ходить в лес за грибами, за разными травами. Летом легче — можно рыбу ловить, я умею рыбачить. В общем, пришлось вспомнить о дедовских способах выживания. От этого и здоровье поправилось — например, ногти перестали ломаться.
Чтобы поддерживать свое здоровье, я занимаюсь спортом, в основном кардионагрузками — бегом, ходьбой. Но сейчас сил стало меньше — появилась одышка, стало тяжело много ходить. Сказывается отсутствие мясных продуктов в рационе. Хотя, может, вегетарианцы со мной не согласятся…
— А произошли ли какие-то изменения в психологии, в характере?
— Да. Если физиологических сдвигов было немного, то вот психологические были сильнее. Ты приходишь в магазин и идешь мимо всех этих заманух, стараешься не обращать на них внимания — идешь сразу туда, где товары по скидкам и берешь только то, что тебе действительно нужно, а не кидаешься слепо именно на скидку. Сперва было нелегко, дискомфортно — потом привыкла.
Честно говоря, это философия и образ мыслей нищеброда (улыбается) — начинаешь все время думать, на чем можно сэкономить. Думаешь об этом каждый день. Я, например, не плачу за электричество в общежитии, но если бы жила на квартире и платила бы за энергию, то, думаю, заряжала бы мобильный телефон и ноутбук на работе, чтобы сэкономить.
Некоторые друзья тоже дают сходные советы: идешь в торговый центр, в кинотеатр — зайди в туалет, оторви побольше бумаги, отлей жидкого мыла в баночку… Это всё печально. Такую уж психологию сформировало наше наследие прошлых тяжелых лет.
— Я читал, что некоторые люди во время таких экспериментов признавались, что начинали ходить к друзьям в гости, чтобы поесть.
— У меня такое тоже иногда бывает, но не специально, конечно. Я не то чтобы напрашиваюсь, но друзья приглашают — приходи в гости борщ есть. Я отказываюсь, но они обижаются.
— Какие мысли и чувства возникают при такой жизни?
— Хорошего мало. Ты впадаешь в угнетенное состояние. Осознаешь, что для нашего нынешнего государства ты просто идеальный гражданин — ходишь на работу, кушаешь, спишь и ничего больше. Никакой активности, никакого досуга себе не позволяешь. Из жизни почти напрочь уходит культурный, интеллектуальный компоненты, а без этого очень тяжело. Ты действительно превращаешься в какой-то овощ, который ходит на работу лишь затем, чтобы заработать себе на еду. Приходит, ест, ложится спать и все. Вот это самый сложный психологический момент. И самое в общем-то жуткое — к этому привыкаешь. Привыкаешь совершать простой алгоритм: поработать -полежать дома, поработать-полежать дома. Больше уже никуда не тянет. Меня спасает только то, что у меня хорошие друзья — они меня вытаскивают куда-то, оплачивают мне кино, пытаются внести в мою жизнь что-то красочное. Но это уже выход за рамки эксперимента, вынужденный выход.
— Ваш эксперимент скоро заканчивается. К каким выводам вы приходите?
— Самый главный и первый вывод — эта неподъемная сумма для выживания. Кроме того, она абсурдная с точки зрения мировой практики. Этот минимум надо, естественно, увеличивать. Да и баланс между едой и другими потребностями нужно распределять по-другому.
Еще один вывод — я наглядно на себе ощутила и поняла, что на этот минимум всю жизнь живут многие люди, считая это нормой. Но у людей кроме базовых физиологических потребностей есть и другие — культурные, интеллектуальные, они должны удовлетворяться. Речь даже не о том, чтобы баловать себя, а элементарно сходить на день рождения, на свадьбу, выписать газету, подписаться на платный интересный YouTube-канал.
Не менее важно формирование мышления. Когда у человека мало денег, а по телевизору ему показывают красивую жизнь и советуют ни в чем себе не отказывать, он начинает думать, как ему быть, чтобы получить все это. И многие идут легким путем: вот вчера увидел рекламу мультиварки, сегодня принимаю экзамен, и пара студентов суют конверты. Какое удачное совпадение! Сами же предлагают — чего бы не взять? Потом удивляются, что коррупция всюду процветает. А именно отсюда — из несоответствия между желаниями и возможностями — у нее и растут ноги.
В целом эксперимент навел меня не только на такие пессимистичные мысли. Конечно же, выявились и некоторые плюсы. Во-первых, я сейчас могу откладывать какие-то деньги, поскольку трачу на еду меньше. Во-вторых, произошел пересмотр схемы питания. Такие продукты, как крупы, картошка и прочее — дешевые и одновременно здоровые. Денег на вредную пищу, типа фастфуда, нет. В-третьих, учишься вкусно готовить из минимума продуктов, воплощаешь в жизнь поговорку «каша из топора».
— Раз уж вы упомянули о политической составляющей вашего эксперимента, хочу спросить — может ли повлиять такой опыт выживания на формирование определенных политических взглядов? В частности, не возникает большей симпатии, например, к социалистическим идеям?
— Если ты живешь в такой ситуации, когда есть супербогатая прослойка, а основная масса людей — нищая, она просто выживает. Самый простой выход из этой ситуации — все отобрать и поделить. Но понятно, что в долгосрочном плане это не сработает. Должны быть другие пути. Ясно, что человек должен сам прикладывать усилия, честно вкалывать, повышать квалификацию, не бояться бросить привычную, но малооплачиваемую работу. Только это одна сторона медали.
На другой — государство, которому мы платим налоги и которое торгует нашими общими природными богатствами. Оно не должно устраняться от жизни граждан и говорить им, чтобы они держались и пребывали в хорошем настроении, питаясь на четыре тысячи рублей в месяц. Мы хотим нормально жить, а не держаться и выживать!