Новый вид захоронения изобрела Сюзанна Вииг-Месак из Швеции. По этой технологии тело помещают в жидкий азот и подвергают вибрации, полученная масса очищается от любых фрагментов металла — образуется «компост». Затем биоразлагаемый «гроб» закапывают практически на поверхности земли, за 18 месяцев он превращается в плодородную почву. Создательница этого способа назвала свое изобретение «промессией», от латинского promessa — «обещание». Это обещание подразумевает под собой возвращение природе всех благ, которые от неё получил человек за всю свою жизнь. Подобные процедуры будут проводить в специальном месте — проматории, сообщает «Московский комсомолец».
Однако россияне пока не готовы принять эту инновацию, похороны в России — консервативная область жизни. Христианская традиция требует погребения в землю в «натуральном виде», что противоречит кремации и изобретенной промессии.
— Ритуальная отрасль необычайно консервативна. О какой биоутилизации останков мы говорим, если большинство российских кладбищ предполагают обязательные оградки? Наши клиенты нуждаются в месте, куда можно прийти и помянуть близкого человека — лежащего как есть, — рассказала Наталья Фомина, директор одного из столичных похоронных агентств.
— Почему бы нет? — возражает Наталье ее коллега Лариса Никишина. — Это действительно очень прогрессивная технология. Конечно, поначалу ею будут пользоваться единицы прогрессивных людей, но потом она имеет шансы стать стандартом. Это уже произошло с кремацией.
Кремация действительно была новинкой в начале XX века, однако вскоре хоронить покойников по христианскому обычаю было невозможно, места на кладбищах были настолько малы, что туда вмещались только урны — и кремация стала приемлемой альтернативой. Возможно, россияне вскоре оценят преимущества промессии и эта инновация станет для нас нормой.