В одной из алтайских школ, в городе Бийске, уже второй год идет эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Разделение дало уникальные результаты — дети стали намного лучше учиться.
— Сейчас у нас почти 100-процентное участие детей в уроке. Всего один-два человека не поднимают рук. Для сравнения: в смешанных классах у нас обычно порядка 40 процентов активных детей. Иными словами, раньше в классе было шесть мальчиков-хорошистов, а сейчас 17, — рассказала директор школы № 20 Елена Вербицкас.
Учителя отмечают, что продуктивность учеников выросла в разы. В классах стало больше отличников и хорошистов. Если в смешанном классе таких ребят 58 процентов, то в раздельных классах хорошо учатся 89 процентов девочек, 65 процентов мальчиков.
В чем причина успеха?
Учителя школы убеждены, что все дело в особенностях обучения. Для мальчишек и девчонок подбирают задания, которые будут им наиболее интересными. Для девочек в качестве иллюстрации задач используются цветы, украшения. Для мальчишек, наоборот, — мячи, роботы, машинки.
— Мальчики более сдержанные, не любят работать в парах, они лидеры, любят сами продумывать решения и самостоятельно их принимать. Парням в начале урока нужно включаться быстро, но и утомляются они быстрее. Девочки медленнее раскачиваются, входят в работу, зато потом их не уймешь, — считает педагог.
Основной преподавательский состав, как и в целом по стране, женщины, но физкультуру, труд, информатику у мальчишек ведут мужчины.
— Задействованы все мужчины, которые были в арсенале, — говорит Вербицкас.
Реакция родителей
Сначала такая идея совсем не понравилась родителям. На первом собрании чуть не началась забастовка. Боялись в первую очередь, что дети не будут социализироваться, если их разделить.
— Я бы не хотела, чтобы мои дети учились раздельно. Где им еще учиться общаться, если не в школе, я категорически против. Мужчина становится сильным рядом с женщиной. Мальчишкам надо ссориться из-за девочек, драться. Это поможет им расти, — считает жительница Бийска.
— Наоборот, раздельное обучение помогает социализироваться. Учась вместе, мальчики и девочки смотрят друг на друга как на боевых товарищей. Мне кажется, это неправильно и камень в сторону института семьи. Если парни будут отдельно, они будут более уважительно относиться к девочкам, — уверен отец трех сыновей.
— Мы решили отдать сына в гендерный класс и еще ни разу не пожалели. Игорь (имя изменено. — Примеч. ред.) хорошо учится, ему нравится ходить в школу. Мне кажется, девочки быстрее развиваются и подавляют мальчишек. А так дети спокойно учатся. Я слушаю, что говорят другие родители, чьи ребятишки ходят в смешанные классы, многие хотели бы перейти на раздельное обучение. Например, моя племянница учится в параллельном смешанном классе — она боится отвечать у доски, у наших ребят такого нет. Но на самом деле, есть разные мнения, кто-то высказывается и против. Единственные недостаток гендерного обучения, на мой взгляд, в том, что в «началке» предметы ведет не один педагог, а несколько — детям сложно адаптироваться, — рассказала мама второклассника.
Несмотря на то, что уроки проходят раздельно, классы находятся рядом, поэтому дети спокойно могут общаться на переменах и вместе гулять.
— На второй год, видя результаты, нам уже не нужно было проводить беседы с родителями, чтобы набрать гендерные классы — к нам шли целенаправленно, — сказала Елена Вирбицкас.