Истории «Вал крови, боли и отчаяния в одну секунду заполнил все». Три самые крупные советские катастрофы эпохи гласности, о которых помнят до сих пор

6 298

Вторая половина 1990-х стала началом эры информационной открытости. Цензуру ослабили, и простые граждане узнали о происходящих в стране событиях. Так получилось, что на то время пришлось несколько крупных катастроф. Вспоминаем, что случилось в конце советской эпохи и как в СМИ освещались аварии, крушения и взрывы с сотнями жертв.

31 августа 1986 года балкер «Пётр Васёв» протаранил бок пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска. Первый помощник капитана Павел Попов так описал случившееся:

— Увидел приближающееся по левому борту судно с сотнями огней. До нас доносилась музыка, люди танцевали, гуляли по палубам. Они с любопытством смотрели на приближающийся к ним балкер, затем лица их застыли в недоумении, и затем ужас охватил их, и они бросились к противоположному борту…

После столкновения на борту парохода осталась пробоина площадью 80 квадратных метров. Судно ушло под воду за восемь минут. На нем находилось 1243 человека. Спасательные работы начались на следующий день. «Нахимов» лежал на правом борту, внутрь можно было попасть, только прорезав отверстия в боку. Двери в каюты заклинило, а в коридорах на пути водолазов были залежи из трупов и мебели. Поиски погибших продвигались тяжело. Десятого сентября в завалах погиб один из водолазов, через девять дней второй. На этом поиски прекратили. Официальное число жертв — 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа).

Поначалу о трагедии не говорили. В Новороссийск не пускали иностранных журналистов. Немногочисленные данные подвергали строгой цензуре. 5 сентября ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета и Совета Министров СССР выпустили обращение с соболезнованиями, его опубликовали в газете «Правда». После статьи появились сюжеты на телевидении.

Основным виновником трагедии признали капитана «Петра Васёва» Виктора Ткаченко. Он полностью полагался на систему автоматизированной радиолокационной прокладки курса и не следил за происходящим за бортом.

Третий помощник Зубюк пытался предупредить Ткаченко и связаться с «Адмиралом Нахимовым». Он записывал свои наблюдения в бортовой журнал, но после аварии Ткаченко изменил их. Огромного количества жертв можно было избежать, но «Пётр Васёв» получил приказ спасать попавших в воду и вернулся обратно. Многие погибли из-за этого.

— Я увидела, как на нас надвигается огромное судно, — вспоминала бортпроводник «Нахимова» Ирина Котлярова. — Это был «Пётр Васёв». Он шел по живому морю — столько в воде барахталось людей. Он шел по головам и плотикам, темный и безлюдный, как «Летучий голландец».

— Возле этого судна было много плотов с людьми. Оно побило все эти плоты, попереворачивало все… — добавляла повар Раиса Фирсова. — Винтом порубило много жертв в воде, возле нас плавали руки, ноги…

Часть вины за произошедшее лежит на капитане «Адмирала Нахимова» Вадиме Маркове и его заместителе. Марков покинул мостик и передал управление второму помощнику Александру Чудновскому. Он не сумел предотвратить столкновение и принял ошибочное решение — подставил под удар борт корабля. Если бы не резкая смена курса, произошло бы столкновение под острым углом, которое не так опасно. Видя надвигающуюся катастрофу, Чудновский заперся в своей каюте и погиб вместе с кораблем.

Капитанов обоих судов приговорили к 15 годам тюрьмы. В марте 1992 года их помиловали власти России и Украины. Ткаченко взял фамилию жены — Тальор и переехал в Израиль. Он продолжил работать капитаном. В 2003 году яхта, которой он командовал, затонула около Канады. Все, кто был на борту, погибли. Вадим Марков стал капитаном-наставником и прожил в Одессе до смерти в марте 2007 года.

Взрыв в Арзамасе

Еще одна крупная катастрофа того времени — мощнейший взрыв на железнодорожном переезде города Арзамас. 4 июня 1988 года в полдесятого утра на воздух взлетели три вагона со взрывчаткой для горных работ.

— Я проводил совещание с работниками службы по труду и заработной плате всех СМУ, — рассказывал один из очевидцев, П. Шалаев. — Взрыв потряс здание, заходили перекрытия и стол, попадали стулья. Услышав взрыв, я закричал: «Землетрясение! Срочно покинуть здание!» Выбежали на улицу и увидели огромный столб дыма белого цвета в виде гриба высотой порядка 200 метров.

Взрывом уничтожило 44 частных дома в радиусе 150 метров от эпицентра, еще 107 зданий сильно пострадали. Были повреждены 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. Точное количество жертв неизвестно. На переезде стояли десятки машин, которые разнесло на мелкие осколки. Официальное число погибших — 91. Раненых — полторы тысячи. Вячеслав Аляев, врач-травматолог городской больницы, рассказал о страшном дне.

— Тишина, пустой коридор, только где-то воет сирена. И тут… в грязи, в крови, возбужденные… этот вал крови, боли и отчаяния в одну секунду заполнил здесь все. Кровотечения, выбитые глаза, оторванные руки, пальцы… Дай бог, чтобы таких вещей никому не видеть…

В городе царил хаос, но случаев мародерства не было отмечено. В отличие от трагедии с «Адмиралом Нахимовым», информация о взрыве сразу попала во всесоюзные СМИ. Дикторы программы «Время» от лица руководства страны выразили соболезнования семьям погибших.

Началось расследование. Было две основных версии: диверсия и несчастный случай. По свидетельствам очевидцев, у одного из вагонов дымился бикфордов шнур. В 2003 году губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев заявил, что он уверен в диверсии. В те дни он был одним из организаторов ликвидации последствий взрыва на железнодорожной станции.

— Меня часто спрашивали и сейчас спрашивают о причине взрыва. Следственные органы так и не установили эту причину, хотя проводили массу экспериментов. Мое субъективное мнение, и пока еще меня в этом никто не переубедил, — это была диверсия. Кому-то было выгодно сформировать у населения страны уверенность в неспособности власти тех лет управлять государством, обеспечивать безопасность граждан. Утонул теплоход «Нахимов», взорвалась Чернобыльская АЭС, взрыв в Арзамасе. Через год, ровно день в день — такой же взрыв в Свердловске. И нигде не нашли виновных.

Расследование не подтвердило эту версию. В ранее отцепленных вагонах из той же партии нашли рассыпанный по полу гексоген. Взрывчатку хранили с нарушением техники безопасности. Из обломков поезда соорудили памятник в память о погибших. В центре установили циферблат с точным временем взрыва — 9:32.

Взрыв газа на Транссибирской магистрали

Через год, 4 июня 1989 года, в Иглинском районе Башкирской АССР произошла самая крупная катастрофа в истории отечественных железных дорог. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв. Из щели в трубопроводе поднялась газовая смесь. Давление упало. Чтобы восстановить его, обслуживающий персонал усилил подачу газа. Он скопился в низине, по которой проходила Транссибирская магистраль. Машинист одного из поездов сообщил об облаке газа за секунду до взрыва.

— Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стекла, — описывал свои впечатления Геннадий Верзян, житель города Аши Челябинской области, находящегося в 11 километрах от места взрыва.

Добровольцы бросились к месту трагедии. Они дежурили около раненых и помогали врачам. Заместитель редактора местной газеты Валерий Михеев был в числе волонтеров. Он до сих пор не может забыть увиденное.

— То, что увидели, невозможно представить себе даже при больном воображении! Как гигантские свечи горели деревья, вишнево-красные вагоны дымились вдоль насыпи. Стоял совершенно невозможный единый крик боли и ужаса сотен умирающих и обожженных людей. Полыхал лес, полыхали шпалы, полыхали люди. Мы кинулись ловить мечущиеся «живые факелы», сбивать с них огонь, относить ближе к дороге подальше от огня. Апокалипсис… А как много было детей! Вслед за нами начали подъезжать медики. В одну сторону мы складывали живых, в другую — мертвых. Помню, нес маленькую девочку, она меня все про свою маму спрашивала. Передал на руки знакомому врачу — давай перевязывай! Он отвечает: «Валерка, уже все…» — «Как это все, только что разговаривала?!» — «Это в шоке».

Из 1200 пассажиров поездов погибли 575 человек (по другим данным — 645). В тот же день приехала комиссия под руководством председателя Верховного Совета СССР Михаил Горбачев. Расследование возглавил заместитель председателя Совета Министров СССР Геннадий Ведерников. По официальной версии, при строительстве трубопровода ковш повредил его, постепенно образовалась трещина. Утечка газа началась за 40 минут до взрыва. Учитывая плотную концентрацию газа, для взрыва хватило бы и малейшей искры.
В 1992 году возвели восьмиметровый монумент в память о жертвах катастрофы.