Истории «Диагноз полностью перевернул мою жизнь и перекрыл путь к сцене». Три балерины, которым пришлось столкнуться с нищетой, жестокостью и даже смертью

18 408

Ежегодно тысячи девочек со всей России проходят жесткие отборы, мечтая поступить в престижные танцевальные училища и стать известными балеринами. Сделать это удается совсем немногим, а те, кто попадает в стены учебных заведений и не «ломается» в первый год, быстро привыкают к спартанским условиями, к сильной боли и 10-часовым изнуряющим тренировкам. И лишь немногим удается осуществить свою мечту и танцевать на сценах главных театров России. Девушки, о которых мы расскажем, сумели покорить зрителей. У них у всех разные судьбы и истории, но всех их объединяет какая-то трагедия.

Анна Павлова

Великая русская балерина Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге. Девочка была незаконнорожденной, ее мать работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, он и считается отцом ребенка. Сам финансист свою причастность к ее рождению не признал, однако не возражал против того, чтобы девочка была записана как Анна Лазаревна.

Мать Ани покинула дом Полякова с ребенком на руках и поселилась в пригороде Санкт-Петербурга — в дачном поселке Лигово. Девочка росла и развивалась под присмотром матери, которая всячески старалась привить дочери любовь к искусству. Семья жила очень бедно, Аню особо ничем не баловали.

Когда Ане исполнилось 8 лет, мама отвела ее в Мариинский театр на представление балета «Спящая красавица». С первыми звуками оркестра Аня притихла. Потом, не отрываясь, смотрела балет. Во втором акте мальчики и девочки на сцене танцевали вальс.

— Ты хотела бы так танцевать? — спросила мама Аню в антракте, имея в виду танец кордебалета.

— Нет… Я хочу танцевать так, как это делала спящая красавица… — ответила девочка.

Все разговоры в доме отныне были только на тему хореографического искусства, девочка с утра до ночи танцевала перед зеркалом, ложилась и вставала с мыслью о балете. Увлечение выглядело совсем не по-детски, танцы стали частью ее жизни.

Мама отвела Аню в балетную школу. Но девочке было всего 8 лет, и педагоги посоветовали прийти через два года. В 1891 году, когда Ане исполнилось 10 лет, ее приняли в Петербургское училище театрального искусства на балетное отделение. Так и началась карьера будущей знаменитой танцовщицы.

Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день, строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.

У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки, но она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни, знала, что она настоящая балерина и без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело. В 1898 году Анна окончила училище с отличием. Выпускной спектакль назывался «Мнимые дриады», в нем девушка станцевала партию дочери дворецкого. Анну сразу приняли в состав Мариинского театра. Ее дебют состоялся в балете «Тщетная предосторожность» в па-де-труа (танец втроем). Уже через два года Анна Павлова станцевала главную партию в постановке на музыку Цезаря Пуни «Дочь Фараона». Затем начинающая балерина выступила в партии Никии в «Баядерке», которую поставил сам Мариус Петипа, патриарх русского балета. В 1903 году Павлова уже выступила в главной роли в балете «Жизель».

Став одной из ведущих танцовщиц труппы, в 1906 году Павлова получила звание балерины и блистала среди лучших исполнительниц петербургской балетной сцены начала XX века, таких как Кшесинская, Преображенская, Карсавина. Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав практически весь репертуар.

В 1910 году известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. В 1914 Павлова дала последний концерт в России, переехала в Англию и больше не вернулась на родину.

Для балерины личная жизнь всегда была на втором плане. У нее завязались отношения с финансово независимым, красивым и образованным Виктором Дандре. Он баловал ее подарками, одаривал заботой, но официально утвердить союз они не могли, так как были из разных социальных слоев. Однажды Виктора арестовали за аферу и лишили всего состояния. Павлова освободила его, заплатив необходимую сумму. Дандре стал ее мужем. Любил он жену до глубины души и в будущем, после ее смерти, написал о ней книгу.

У Анны и Виктора так и не появилось детей. Балерина полностью отдавала себя искусству. Анна Павлова мечтала приехать в родной Петербург, но так и не успела. 23 января 1931 года во время гастролей Нидерландах Анна Павлова простудилась после репетиции в холодном неотапливаемом зале, и прямо перед концертом скончалась от пневмонии. Согласно биографам, перед смертью балерина произнесла: «Приготовьте мой костюм лебедя!». В 2009 году эти слова были вынесены в заголовок российского фильма.

Урна с прахом Анны Павловой находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне. Рядом с ней покоится прах её мужа и импресарио Виктора Дандре.

Анастасия Волочкова

Российская балерина Анастасия Волочкова родилась 20 января 1976 года в семье Юрия Фёдоровича Волочкова, чемпиона Советского Союза по настольному теннису 1983 года, тренера по лёгкой атлетике в спортшколе, и Тамары Владимировны Антоновой, гида-экскурсовода по Санкт-Петербургу. По словам самой Волочковой, она мечтала стать балериной с пяти лет, с тех пор, как мама сводила её на балет «Щелкунчик» в Мариинский театр.

Поступить в Академию русского балета имени Вагановой Анастасии Волочковой удалось не сразу. В первый раз ее просто туда не приняли из-за отсутствия необходимых данных — выворотности, подъема, гибкости. За год Анастасия натренировала шаг — подъем ноги, и все же стала студенткой. Волочкова была одной из первых в плеяде балерин «нового поколения» — высоких, с экстрадлинными конечностями и высочайшим шагом.

Многие считают, что Волочковой всегда все легко давалось, но и в ее жизни были тяжелые моменты. В 17 лет ей приходилось много работать, чтобы суметь прокормить свою семью.

Анастасия Волочкова:

— Да, я знаю, что такое жить без квартиры. Мы теряли с родителями и жилье, и день­ги. Я с 17 лет зарабатываю и для себя, и для мамы с папой. У каждого из родителей есть по квартире, на которые я сама заработала. Я знаю, какова цена денег и что такое спать на полу, когда у тебя вообще ничего нет. Эта сторона моей жизни часто остается за кадром, многие не знают, что я выросла в лишениях, а сейчас видят, что у меня одна квартира, вторая, машины, роскошь, свое собственное шоу, которое каждый год смотрят тысячи зрителей, но я заслужила это своей жизнью и своим трудом. Я прошла много испытаний. Но я счастлива, что мой ребенок воспитывается в других условиях.

В 1994 году, ещё будучи студенткой предвыпускного курса, начала исполнять сольные партии на сцене Мариинского театра. После выпуска была сразу принята на положение солистки. Уже в первые годы работы исполнила главные партии в таких балетах, как «Жизель», «Корсар», «Лебединое озеро», «Раймонда» и «Жар-птица».

В 1998 году Волочкова получила от хореографа Владимира Васильева приглашение в Большой театр исполнить главную партию Царевны-Лебедь в его новой постановке «Лебединого озера». Анастасия с радостью согласилась и после исполняла в Большом театре партии Никии («Баядерка»), Раймонды, Феи Сирени («Спящая красавица») в редакциях Юрия Григоровича. Наряду с работой в труппе Большого театра начала сольную карьеру, выступая с собственными концертными номерами и в труппах других театров.

После гастролей в Великобритании в начале 2000 года Анастасия получила ангажемент в Лондоне в Английском национальном балете, где хореограф Дерек Дин специально для неё сочинил партию Феи Карабос в собственной постановке «Спящей красавицы». В марте 2000 года она вернулась в Москву и подписала контракт на следующий сезон на главные партии в Большом театре.

После неожиданного увольнения Владимира Васильева у Волочковой началась череда конфликтов с новой администрацией театра. В это же время она превратилась в популярного персонажа светской хроники, таблоидов, постоянно появлялась в различных телевизионных шоу и стала «лицом» ювелирного дома Chopard. В 2002 году на сцене Большого театра балерина была объявлена лауреатом приза «Бенуа танца», что вызвало возмущение публики.

В 2003 году администрация отказалась подписать с ней очередной годовой контракт, ограничившись четырьмя месяцами. В ответ Волочкова обратилась в судебные инстанции и подняла в СМИ полемику о правомочности такого решения. В сентябре 2003 года она была официально уволена из труппы, что широко освещалось в прессе. Формальный повод состоял в том, что Волочкова не соответствует требованиям физической формы и ей невозможно подобрать партнера. Ее постоянный и единственный партнер Евгений Иванченко, получив травму, уволился из театра.

Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра:

— Она единственная из ведущих солисток, кто в такой физической форме! Будущее Большого явно составят такие как Захарова, Александрова, Лунькина. А строить перспективы в зависимости от того, похудеет Настя Волочкова или нет, я не могу.

Сама Волочкова связывает увольнение из театра с личной местью миллиардера и депутата Сулеймана Керимова, с которым она рассталась незадолго до увольнения. «Проблему лишнего веса» балерина объясняла тем, что Иксанов вынудил мужскую часть труппы подписать письмо, в котором они отказываются танцевать с Волочковой. Николай Цискаридзе единственным отказался ставить подпись. По мнению балерины, была искусственно создана ситуация, при которой работать ей становилось невозможно.

Анастасия Волочкова:

— Я верю в то, что восторжествует справедливость и я ещё смогу танцевать для вас на прославленной сцене Большого театра. И ваше здесь присутствие со всеми нами — это не только поддержка и оправдание моего творчества. Это моя большая победа над теми людьми, над теми силами, которые стараются лишить меня моего творчества и уничтожить как балерину.

После долгий судебных тяжб суд все-таки встал на сторону Волочковой. Но балерина больше не захотела работать в Большом театре. Сейчас она занимается сольными проектами, снимается в фильмах.

Анастасия Волочкова несколько раз была замужем, но все браки были неудачными. От второго мужа у нее осталась дочь Ариадна. Анастасия Волочкова верит, что все же когда-нибудь встретит своего мужчину.

Анастасия Волочкова:

— Вокруг меня всегда есть те, кто предлагает руку и сердце, только я не на все предложения могу согласиться. Но я точно знаю, что на земле существует мужчина, который уготовлен мне Богом, это самый прекрасный человек, просто мы еще пока друг друга не встретили. А пока мы не встретились, я наслаждаюсь теми друзьями и теми прекрасными мужчинами, которые меня окружают. И я считаю, что имею на это полное право, потому что у меня есть возможность строить свою жизнь так, как я хочу, делать то, что нравится, и не делать то, что мне не нравится. Ведь это тоже большая сила: сказать «нет» или не сделать то, что тебя попросили, если ты не считаешь нужным это делать. В этом есть определенного рода свобода. А сегодня в этом мире не прощают красоты, успеха и свободы.

Карина Солдатова

А карьера этой балерины только-только началась. Карине 19 лет. Всю жизнь девушка мечатала порхать на сцене и поступила в Академию имени Вагановой. Но год назад, на выпускном курсе, когда все балерины пробуют свои силы и ищут работу, случилось страшное: врачи диагностировали у Карины тяжелое онкологическое заболевание — острый мелобластный лейкоз. Девушка была вынуждена уйти из профессии и каждый день представляет, как снова вернется на сцену. После нескольких химиотерапий и лечения Карине сделали пересадку костного мозга. Была ремиссия, но раковые бласты внось активировались, и новый костный мозг перестал сопротивляться. Сейчас Карина ждет новой пересадки костного мозга в немецкой клинике.

Карина Солдатова:

— Закончился ещё один этап (35 дней в больнице, средневысокие дозы цитозара). Наверное, в этот раз физически перенести все это было легче, но не морально… Ещё никогда в жизни я не встречала смерть так близко, одно могу сказать точно, что никому такого не пожелаю, цените себя, своих родных и своё время!

Карина Солдатова:

— Я родилась в городе Апатиты Мурманской области, с четырех лет занималась танцами и мечтала о балете. Когда мне исполнилось десять лет, я решила попробовать осуществить свою мечту. Дело в том, в Вагановское училище принимают только десятилетних, ни раньше, ни позже. Мы с мамой были в Петербурге только один день, проездом из отпуска, и у меня была одна-единственная попытка поступить в Академию русского балета имени Вагановой. Невероятно, но мне это удалось! Я поступила и окончила среднюю ступень. Но на выпускном курсе, когда все ищут работу и пробуют свои силы, заболела. Диагноз полностью перевернул мою жизнь и перекрыл путь к сцене.

Карину поддерживают друзья, знакомые и преподаватели академии. У девушки даже есть поклонники. Все они верят, что Карина вновь скоро вернется в профессию и получит работу мечты.