Амелия Эрхарт вместе со штурманом Фредом Нунаном вылетели из Майами 1 июня 1927 года, чтобы облететь весь земной шар на двухмоторном самолете «Локхид Электра». Амелия первой из женщин пересекла на самолете Атлантику, а этот полет должен был стать ее последним рекордом. Но 2 июля и пилот, и штурман пропали над Тихим океаном. Как считает следствие, плохая погода помешала найти им крошечный остров, где планировалось сделать дозаправку. Существует и другая версия, что летчики не разбились, а попали в плен. Спустя 80 лет после катастрофы была найдена фотография, которая это косвенно подтверждает.
Девушка с необычным хобби
Амелия Эрхарт родилась в 1897 году в семье юристов. Ее папой был адвокат, а мама была дочкой местного судьи. Семья жила в небольшом городке в Канзасе. Амелия была подвижным ребенком, и интересы у нее были неподобающие для девочки. Она любила лазать по деревьям, охотилась на крыс с ружьем. В 7 лет она построила вместе со своим дядей горку с трамплином. От шишек и ссадин ребенок не плакал. Ее пробный спуск с горки закончился порванным платьем и разбитой губой, но девочка была в восторге.
В 1918 году Амелия с подругой попали на авиашоу, где девушка поняла, что хочет летать. Летчик одного из самолетов, выполнявших фигуры пилотажа перед зрителями, решил ради шутки «нырнуть» в их сторону. Вместо того чтобы броситься прочь или пригнуться, девушка осталась стоять; самолет пронесся неподалеку. «Я тогда этого не поняла, но верю, что этот красный самолет что-то такое мне сказал», — вспоминала она потом.
Несколько лет спустя девушка впервые поднялась в воздух на калифорнийском авиасалоне. Всего за 10 долларов ее прокатил знаменитый пилот и авиагонщик Фрэнк Хоукс. Полет был недолгим — всего 10 минут. Но Амелию это приключение сильно впечатлило, и она пошла учиться на летчицу. Спустя год девушка поставила свой первый рекорд, поднявшись на высоту 4300 метров; прежде так высоко не поднималась ни одна женщина-пилот.
Эрхарт удалось накопить на подержанный ярко-желтый биплан, которому она дала трогательное имя Канарейка. В 1923 году она получила лицензию на полеты, став 16-й дипломированной летчицей в мире. При этом девушка испытывала серьезные финансовые трудности, так как ее родители развелись. Ей приходилось по-разному зарабатывать на самолеты и обучение, в частности, и обслуживать их.
Через Атлантику в гордом одиночестве
Полет, который так прославил ее, в действительности был совершен по случайности. На месте Амелии должна была быть совсем другая девушка — авиаэнтузиастка Эми Гест, которая купила подходящий самолет и тайно готовилась к трансатлантическому перелету. Но, увы, об этом узнали ее родственники, и план сорвался. Нужно было найти девушку с опытом пилотирования, при этом приятной внешности. Эми Гэст порекомендовали Эрхарт.
У нее уже был налет в 500 часов, ее назначили командиром команды, но в полете летчице даже не дали управление. «Меня везли, как мешок с картошкой», — вспоминала она позже. Тем не менее Эрхарт прославилась, а на родине экипажу устроили прием в Белом доме. Год спустя она стала президентом организации женщин-пилотов «Девяносто девять», названной так по числу ее участниц; в том же году прошла первая женская воздушная гонка, в ней приняла участие и Эрхарт.
Первый успех воодушевил Амелию. В мае 1932 Эрхарт повторила свой трансатлантический маршрут, но в этот раз абсолютно одна. Такой полет удавалось сделать только американцу Чарльзу Линдбергу, который в 1927 году пролетел от Нью-Йорка до Парижа. Полет прошел не без приключений. Сначала девушка попала в сильный шторм, потом из-за обмерзания фюзеляжа сорвалась в штопор, «поймав» самолет и чуть не разбившись. Самолет очень сильно потрепало, поэтому она не смогла долететь до Франции. Приземлилась девушка в Северной Ирландии на заднем дворе чье-то фермы. За полет ей вручили в США Крест летных заслуг, который до этого давали только мужчинам-военнослужащим, а во Франции наградили орденом Почетного легиона. Свой полет она считала доказательством, что «мужчины и женщины совершенно равны в уме, координации, скорости реакции и силе воли».
Личная жизнь отважной летчицы
Эрхарт вышла замуж за издателя Джорджа Путнама. Свой брак она считала равноправным партнерством, так как муж поддерживал ее летную карьеру. В 1935 году она вновь совершила одиночный полет и в этот раз пересекла Тихий океан. После этого героического полета женщина начала задумываться о детях. В интервью она также говорила о том, что эра героических пилотов прошла, а ей на смену идет эпоха гражданской авиации и гениальных инженеров. Чтобы достойно завершить свою карьеру, она решила совершить полет вокруг света по максимально протяженному маршруту (по экватору). В последнем письме к мужу она писала: «Я хочу это сделать, потому что я так хочу. Женщины должны пытаться делать то, что пытались мужчины. И если мы терпим поражение — пусть это станет стимулом для других».
Последний полет
Первая попытка облететь вокруг света провалилась: на разгоне у самолета подломилось шасси, и он рухнул на взлетную полосу. Второй старт кругосветки был назначен на 1 июня 1937 года, Эрхарт и ее штурман Фред Нунан вылетели из Майами на переоборудованном самолете «Локхид Электра» и к концу месяца добрались до Папуа — Новой Гвинеи.
До завершения маршрута им оставалось лишь 11 тысяч километров над Тихим океаном. Согласно разработанному плану, они должны были остановится на дозаправку на острове Хауленд. На этом крошечном островочке шириною в 800 метров была специально построена взлетная полоса. Неподалеку дежурил корабль береговой охраны, а еще два судна должны были служить своего рода маяками по пути. Однако погода внесла свои коррективы, кроме того, радиосвязь работала с перебоями. До острова они так и не долетели.
Эрхарт, Нунана и их «Электру» искали две с лишним недели; это была крупномасштабная и дорогостоящая поисковая операция, в которой участвовали как американские авианосцы, так и воздушный флот. Но все было безрезультатно. Через два года Амелию признали погибшей, а на острове поставили маяк в ее честь. В 1967 году американка Энн Пеллегрино повторила ее маршрут с командой из трех человек. Полет она посвятила погибшей Эрхарт.
Никаких достоверных свитедетельств о том, что летчик и штурман могли выжить (или сесть на какой-нибудь остров), существует немало таких версий. Например, в 1940 году на необитаемом острове нашли останки, которые сначала посчитали мужскими, но в 2016 году ученые пришли к выводу, что это могла быть и женщина. Некоторые исследователи инцидента считают, что пилоты ловили сигналы о помощи: всего со 2 по 6 июля их было около сотни. Возможно, что Эрхарт действительно приземлилась и какое-то время была жива. Другая популярная теория — что самолету удалось приземлиться на одном из островов в Тихом океане, где располагалась тайная японская военная база, и американских летчиков взяли в плен.
Новая улика прольет свет на происшествие?
Сейчас в СМИ активно обсуждают косвенное и весьма расплывчатое доказательство того, что летчицу действительно могли захватить в плен. В роли улики выступает фотография, обнаруженная в Национальном архиве США бывшим спецагентом: предположительно, она сделана американским шпионом на атолле Джалуит (входящем в систему Маршалловых островов) в 1937 году. На этой фотографии изображена группа людей в порту; по словам некоторых экспертов, один из стоящих мужчин чертами лица напоминает Нунана, а фигура, сидящая спиной к фотографу, — Эрхарт.
Эксперты обращают внимание, что в правом углу кадра (куда направлен взгляд «Эрхарт») в воде находится предмет, который может быть самолетом. Утверждается, что фотография точно не подделка. По словам бывшего сотрудника ФБР, доказательства, которые представят в документальном фильме, не оставляют никаких вопросов — на снимке изображены Эрхарт и Нунан.
Но его мнение разделяют далеко не все. Некоторые эксперты считают, что фотография интересная, но неубедительная, а другие намекают на то, что это способ привлечь внимание к фильму.