Староверы, переехавшие на российский Дальний Восток из Южной Америки, начали активно осваивать земли, полученные в рамках т. н. программы дальневосточного гектара. Переселенцы из Уругвая и Боливии обосновались в нескольких селах Приморского и Хабаровского края. До революции в этих же местах жили их предки, поэтому старообрядцы вернулись на свою историческую родину. В прошлом году староверы, переехавшие по программе переселения соотечественников, жаловались президенту Путину на то, что они оказались обманутыми местными чиновниками и находятся на грани голода, так как им не дают хозяйствовать на земле. Сами гектары переселенцы тоже получали с трудом, хотя на них рассчитывали, возвращаясь в Россию.
Некоторые из старообрядческих семей даже хотели вернуться в Америку, но, после того как программа по предоставлению дальневосточного гектара заработала, решили остаться. На выделенных землях староверы сажают картошку, лук, свеклу. Активно сеют сою, кукурузу, пшеницу. Местные власти, наконец, стали им оказывать содействие. По словам главы одной из общин, им обещали помочь с техникой, обеспечить трактором, комбайном.
У каждой семьи большое хозяйство. Главным образом староверы разводят коров. С 25 голов надаивают около 200 литров молока в день. Делают сметану, сливочное масло, сыр и сгущенку, которую варят по собственной технологии и которая, по их словам, не идет ни в какое сравнение с магазинной. Кроме того, на продажу они пекут хлеб — продают буханку по 50 рублей.
При этом сами они ограничивают круг вещей: снаружи можно пользоваться мирским, а вот то, что попадает внутрь, не должно быть «мешаным». Так, в супермаркетах они покупают только крупы, муку, фрукты. Они никогда не пробовали магазинный шоколад, мороженое или какие-то деликатесы — сами готовят домашнюю колбасу и сыр, поэтому и кормят себя своим хозяйством.
Несмотря на то, что они практически освоились в России, староверы на Дальнем Востоке отличаются от тех, которые никогда не покидали страну. Как пишет «Амурская правда», переселенцы, к примеру, продолжают говорить на диалектной форме русского языка. В речи много заимствований из китайского, английского, испанского и португальского языков. К примеру, цветок калла они называют копаделейте — от португальского copo de leite, что значит стакан молока, холодильник — рефрижератором или по-русски ледником. К столу подаются желероллы — это обыкновенный круглый рулет. Сельхозтехнику они не назовут комбайном или трактором, а скажут, что купили джони диров — по наименованию торговой марки.
Тем не менее, несмотря на особенности, они сохраняют традиционный для старообрядцев уклад жизни. Староверы не смотрят телевизор, не бреют бороды, пишут письма от руки, а женятся раз и навсегда. Старообрядцы не отмечают дни рождения и любые светские торжества. Они даже не знают о таких праздниках, как 8 Марта и 23 Февраля. Они соблюдают пост, по канонам встречают религиозные праздники. Воскресенье у них — законный выходной.
При этом дальневосточные староверы придерживаются строгих моральных ценностей. Не сквернословить, не курить, вести здоровый образ жизни. Очень трудолюбивы: ложатся спать с заходом солнца, а встают в 4—5 часов утра. Как говорит местный диалектолог Нина Архипова, в общинах трудиться начинают рано. Девочки садятся за вышивку в 4 года, в 7 лет уже умеют шить одежду. Старшие дети 7—8 лет следят за малышами, пока мать работает в огороде. Но есть и проблемы: многие хотели бы работать и в зимнее время. К примеру, девушки могли бы устроиться в швейную мастерскую рукодельницами. Однако они не получают образование, и наше законодательство не позволяет официально их трудоустроить. А неофициально староверы работать не будут — они очень законопослушны.
Вопреки расхожему мнению, староверы пользуются Интернетом и соцсетями. В первую очередь это относится к молодому поколению. Так как общины старообрядцев разбросаны по всему миру от Канады до Австралии, они часто общаются друг с другом с помощью современных технологий.
В селе Дерсу, где сейчас самая большая община, староверы проживают в 19 домах. Всего 72 человека, чуть больше 30 из них — дети. Подрастающее поколение находится на домашнем обучении. В село два раза в неделю приезжает учитель. Регулярно посещает и осматривает детей педиатр. Между тем не все местные жители были рады переезду соотечественников. Некоторые обвиняют их в захвате земель, хотя последние многие годы или вообще никогда не обрабатывались. Правда, до открытых конфликтов с местными дело не доходило и сами староверы стараются их избегать.