Истории «Мы ютимся в палатке, больные, удрученные». Девять месяцев на дрейфующей льдине и другие истории отважных русских путешественников, покорявших север

4 720

Освоение Крайнего Севера — одна из интереснейших страниц в российской истории. Невероятно тяжелые условия, изолированность, постоянный холод, отсутствие еды — вот лишь несколько проблем, с которыми сталкивались первопроходцы. Начало было положено еще в XI веке, когда новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам» (вероятно, Карский пролив). Упоминание об этом есть в Никоновской летописи в 1032 году. С того времени север притягивал авантюристов, путешественников и исследователей. Мы вспомнили 3 интереснейших экспедиции российских исследователей.

Исследователь Арктики Георгий Седов

Будущий прославленный исследователь родился в бедной семье на хуторе Кривая Коса (Донецкая область). Семья жила впроголодь, отец пил и годами пропадал на заработках, поэтому мальчику с ранних лет пришлось работать. До 14 лет Георгий был неграмотным, но когда отец вернулся с заработков, то он окончил за два года трехклассную церковно-приходскую школу. Георгий мечтал учиться дальше, но родители были против, поэтому он сбежал из дома.

В 21 год Седов получил диплом штурмана дальнего плавания, в 24 — экстерном сдал экзамен и был произведен в поручики по адмиралтейству. Он быстро продвигался по карьерной лестнице и вскоре добился невероятных высот: был на Дальнем Востоке, Каспии и т. д.

После плавания на Новую Землю, судя по воспоминаниям его жены, он начал грезить путешествием на север. Только в марте 1912 года он наконец-то подает докладную записку начальнику Главного гидрографического управления генерал-лейтенанту А. И. Вилькицкому такого содержания:

«Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…»

Газеты восторженно приняли идею Первой русской экспедиции на север. Идея показалась привлекательной и министру, и даже императору Николаю II. Седову дали 2-летний отпуск на осуществление его плана. Однако вскоре его ждало разочарование: комиссия раскритиковала его план. Это было понятно: опыта путешествий на север у него не было, отсюда и промахи.

По плану Седова переход к полюсу должны были осуществить всего три человека с тридцатью девятью собаками. К тому же он поспешил со сроками, пытаясь опередить Амундсена. Был разработан новый план: количество собак увеличивалось теперь до шестидесяти, а груз был уменьшен с 3,25 до 2,18 пуда на одну собаку (около 38 килограммов). Весь поход к полюсу и обратно должен был занять 172 дня. И тут специальная комиссия снова отвергла планы Георгия Седова. Деньги на экспедицию начали собирать всей Россией.

Тяжелая экспедиция

Наконец, 26 августа Судно «Святой Фока» отправилось с пристани в Архангельске. Первоначальный план предполагал, что судно доставит отряд Седова на Землю Франца-Иосифа, но из-за позднего выхода не удалось выполнить план, поэтому судно было затерто льдами у побережья Новой Земли. Эта зимовка была очень сложной: не хватало теплой одежды и других необходимых мелочей. Из-за спешки были допущены досадные промахи: солонина и треска оказались гнилыми.

Несмотря ни на что, Седов не терял бодрости духа. Экипаж ждал, пока льды отступят, но этого не происходило. Только 6 сентября подул восточный ветер, и судно вместе со льдами отнесло от берега. Офицеры экспедиции посчитали достижение Земли Франца-Иосифа очень маловероятным и призвали Седова повернуть назад. Это был ультиматум, но Седов все равно повел корабль вперед.

Несколько дней начальник экспедиции практически не сходил с мостика. Лавировали в тяжелых льдах, жгли в топке бревна, доски, старые ящики. И все-таки они пробились к Земле Франца-Иосифа. На вторую зимовку судно встало в бухте Тихой на острове Гукера. Надвигалась полярная ночь. Многие продукты уже закончились.

Во время второй зимовки болели почти все, только трое оставались здоровыми. У экипажа кровоточили десны, болели ноги, некоторые едва передвигались. Болен был и Георгий Яковлевич, иногда он целыми днями не выходил из каюты. Большинство ездовых собак погибло, но Седов продолжал подготовку к походу. В его план уже никто не верил.

Выход был назначен на начало февраля 1914 года. Вместе с Седовым шли два матроса — Григорий Васильевич Линник и Александр Матвеевич Пустошный. Во время пути Седов вел дневник.

«Дорогая, милая Веруся! Уходя на полюс, ничего тебе не пишу, так как лучшим письмом моим будут тебе служить мои дневники. Крепко тебя обнимаю и нежно целую. В случае моей смерти хлопочи пенсию себе в Морском ведомстве. Твой образок и некоторые мои вещи тебе передадут П. Г. Кушаков или Кизино. И так прощай, родная, крепко целую. Любящий твой Георгий».

Последняя запись в конце февраля в дневнике Седова была такая: «Увидели выше гор впервые милое, родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удрученные, под 82 градусом северной широты!»

По ходу движения болезнь Георгия Яковлевича прогрессировала, через неделю он не смог идти. Он приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа.

Его спутники похоронили тело там же — обернули в два парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе. Затем они направились в обратный путь.

Теперь именем капитана Седова названы архипелаг и остров, мыс и пик, пролив, два залива, две бухты и поселок, где он родился. Сейчас там открыт музей.


Полярный одиночка Никифор Бегичев

Никифор Бегичев родился в селе Царев Астраханской губернии. Происходил из рода вологодских рыбаков. Он с детства мечтал о приключениях, море и риске, поэтому поступил на морскую службу в Кронштадте. Потом работал на кораблях, бороздивших Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Никифор не раз пересекал экватор и был во многих странах, но мечтал о собственных открытиях и севере.

Спасение Колчака

Случай представился в 1900 году, когда он стал членом арктической экспедиции, возглавляемой бароном Эдуардом Толлем. В ходе экспедиции Никифор познакомился с будущим адмиралом Колчаком, которого он даже спас от смерти. Колчак при переходе через торосы (нагромождение обломков льда) упал в воду, захлебнулся и стал тонуть. Боцман Бегичев скинул тулуп и нырнул за ним в полынью. Никто не знает, как сложилась бы российская история, если бы он этого не сделал. Вот как описывает Никифор этот момент своей жизни

— Я шел передом, увидел впереди трещину, с разбегу перепрыгнул ее. Колчак тоже разбежался и прыгнул, но попал прямо в середину трещины и скрылся под водой. Я бросился к нему, но его не было видно. Потом показалась его ветряная рубашка, я схватил его за нее и вытащил на лед… Но это было недостаточно — под ним опять подломился лед, и он совершенно погрузился в воду и стал тонуть. Я быстро схватил его за голову, вытащил еле живого на лед и осторожно перенес… к берегу. Положил на камни и стал звать Инькова, который стоит возле трещины и кричит: «Утонул, утонул!» — совершенно растерялся. Я крикнул ему: «Перестань орать, иди ко мне!» Мы сняли с Колчака сапоги и всю одежду. Потом я снял с себя егерское белье и стал одевать на Колчака. Оказалось, он еще живой. Я закурил трубку и дал ему в рот. Он пришел в себя. Я стал ему говорить — может, он с Иньковым вернется назад в палатку, а я один пойду. Но он сказал: «От тебя не отстану, тоже пойду с тобой». Я пошел по камням, были крутые подъемы и спуски. Он совершенно согрелся и благодарил меня, сказал — «в жизни никогда этого случая не забуду».

Экспедиция закончилась трагедией: шхуну сковало льдом. Члены экипажа разделились. Увы, команда, возглавляемая Толлем, так и не вернулась домой, хотя позднее исследователи находили их стоянку. Команда Колчака, где был и Бегичев, спаслась. Полярники 42 дня добиралась до цивилизации. Боцмана Бегичева наградили золотой медалью за героизм.

Исследования полуострова Таймыр

В 1906 году Бегичев поехал на Таймыр, где в одиночку занимался исследованием полуострова. Параллельно он занимался пушным промыслом. Через два года он расширил карту Российский империи, открыв два острова, которые впоследствии были названы его именем: Большой и Малый Бегичев.

В 1915 году — новые открытия. Никифор возглавил эвакуацию моряков, застрявших во льдах у северо-западных берегов Таймыра. Маршрут каравана из 500 оленей пролегал по неизученным ранее территориям. До того момента там не ступала нога человека.

Золотые норвежские часы

Несколько лет спустя Бегичев в очередной раз участвует в спасательной экспедиции. На этот раз он помогает искать норвежцев Руаля Амундсена, Пауля Кнутсена и Петера Тессема. Их шхуна застряла во льдах, поэтому командир Амундсен отправил членов экипажа к радиовышке. К сожалению, до нее они не дошли.

Только в 1922 году в устье реки Пясины Бегичев сумел найти корреспонденцию и личные вещи пропавших норвежцев. Позже, в пяти километрах от радиостанции, в расселине, между обломками скал Бегичев нашел скелет и остатки одежды. Эксперты подтвердили, что останки принадлежат моряку Петеру Тессему. Он погиб, не дойдя до своей цели 5 километров. Правительство Норвегии наградило Бегичева золотыми часами.

Последнее путешествие

Очевидно, что без севера исследователь и полярник свою жизнь не представлял. Весной 1926 года Бегичев во главе артели охотников в очередной раз ушел в тундру. Долго от группы не было никаких известий, и только летом 1927 года вернувшиеся охотники рассказали, что он умер от цинги на зимовке у реки Пясины. Долгое время ходили слухи, что он был убит, но расследование показало, что причиной действительно была болезнь.


Экспедиция Пананина и Шмидта — 9 месяцев на дрейфующей льдине

21 мая 1937 года полярная воздушная экспедиция АН СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию «Северный полюс-1». Экипаж станции пробыл на этой дрейфующей льдине целых 9 месяцев.

Сотрудники станции: руководитель Иван Дмитриевич Папанин, гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.

Подготовка. Идею экспедиции в 1936 году на совещании в Кремле предложил Отто Шмидт. После согласования идеи экспедицию собирали всей страной. Это было действительно опасное предприятие, ведь почти год членам экспедиции нужно было жить в экстремальных условиях. Московский завод «Каучук» сделал необычную палатку для жилого лагеря из легко разбирающихся алюминиевых труб, брезента и гагачьего пуха. На полу лежал резиновый надувной пол, который также сберегал тепло.

Специально для станции было изготовлено две радиостанции. Основным источником питания служили два комплекта щелочных аккумуляторов, которые заряжались либо от ветра, либо от динамо-машины. Чтобы доставить все оборудование, ленинградский судостроительный завод построил специальные нарты (сани) из ясеня, которые весили всего 20 килограмм. А Институт общественного питания заранее приготовил членам экспедиции обеды весом около 5 тонн.

Трудности. Несмотря на тщательную подготовку трудности были неизбежны. Возникли они уже во время полета: произошла авария, в результате чего стал испаряться антифриз. Механикам пришлось разрезать обшивку крыла, подкладывать тряпку, впитывающую жидкость, выжимать ее в ведро и перекачивать жидкость обратно в бачок мотора. И все это при минус 20 на стремительном ветру.

Вскоре после высадки обнаружилось, что льдина дрейфует. Так что исследователи целых 9 месяцев странствовали на ней по Ледовитому океану. Через 274 дня льдина стала небольшим обломком площадью 200 на 300 метров. Было принято решение о срочной эвакуации. Спасли исследователей ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», которые доставили их домой.

За время экспедиции исследователи сделали множество открытий: они отбирали пробы грунта, измеряли глубины, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. За вклад в науку и героизм участников наградили орденами Ленина. Шмидт и Папанин стали героями Советского Союза.