Жительница деревни Малый Турыш (Свердловская область) решила превратить место, где она родилась и выросла, в туристический центр. Сейчас девушка занимается производством сладких ложечек, а по плану она хочет обустроить всю деревню, пишет E1.
Гузель Санжапова стала известна в Малом Турыше и за его пределами благодаря своей железной хватке: в деревне, где живут всего 52 человека, девушка наладила изготовление сладких ложечек, леденцов и крем-меда с ягодами и травами Cocco bello. Теперь она мечтает показать всем приезжим, насколько может быть красивой маленькая деревня.
Сейчас карамельная фабрика — это небольшой цех, в котором есть отдельные комнатки: одна для хранения сушеных трав, во второй кипит работа. Часть меда для лакомства собирают на собственной пасеке. В цехе трудятся 7 работниц.
Гузель планирует построить настоящую карамельную фабрику площадью 1200 кв. м. Подходящую территорию она уже нашла — это поле за сельским клубом. Сейчас Гузель ждет, когда ей выделят землю.
— По земле мы вопросы все решили, — рассказывает замглавы Красноуфимского района Евгений Шандыбин. — Выделили все необходимые участки, и 27 октября на думе решение будет принято. Мы всячески оказываем содействие. Администрация идет навстречу Гузель, и мы очень часто проводим рабочие встречи. Вообще, сама идея нам очень нравится, вы сами видите — происходит развитие территории. Гузель показала всем, что при желании возможно все.
— Сначала мы планировали, что фабрика разместится на 200 квадратных метрах, но сейчас поняли, что нам нужно гораздо больше. Ту площадку, которая у нас есть сейчас, мы строили постепенно. Страшно вкладывать деньги, когда не знаешь, пойдет в гору твой проект или нет. И каждый раз, когда мы достраивали новый цех, мы понимали, что нам опять тесно и нужно строить еще один. Поэтому мы сразу решили строиться масштабно.
После открытия фабрики планируется трудоустроить 20 человек. Строительство объекта оценивается в 30 миллионов рублей, а сам проект — в 2 миллиона. Проектом девушка готова поделиться бесплатно.
— Мы проектируем универсальное здание, поэтому если ты хочешь свою сыроварню или свой отель, ты можешь взять наш проект и сразу строить. Проектная документация будет открыта. Например, по нашему проекту планируют построить реабилитационный центр в Калининградской области.
По задумке автора проекта, фабрика будет состоять из двух этажей: на одном расположится производство, на втором — конференц-зал, ресторан и номера, в которых могли бы остановиться все, включая людей с ограниченными возможностями. Гузель также планирует устраивать экскурсии на фабрику.
— Я попросила заложить в проект стеклянные коридоры, чтобы любой желающий мог прийти и посмотреть, как идет работа на фабрике, при этом не вмешиваясь в процесс.
У марки леденцов, которые изготавливаются на фабрике, есть свое лицо — это бабушка Гузель Хамайра. Она вспоминает, как хорошо было в деревне, когда в ней появился колхоз, и хочет, чтобы у ее внучки всё получилось.
— Я в деревне самая старшая. Старше меня здесь никого нет. Моих ровесников 1932 года было 9 человек, а теперь я одна осталась, — с грустью в голосе говорит бабушка.
Помимо развития производственной составляющей в планах у Гузель сделать Малый Турыш центром притяжения туристов на Урале. Сейчас деревня понемногу обустраивается: в ней уже появились беседка, оборудованная скважина с питьевой водой и контейнерная площадка для мусора, а также альпийская горка вокруг детской площадки, которую построили приезжавшие волонтеры из Нижегородской службы добровольцев.
Все средства, на которые Гузель обустроила деревню простыми удобствами (в том числе и помогла разместить волонтеров), были получены из президентского гранта — 3 миллиона рублей. Альпийскую горку удалось построить благодаря другим спонсорам.
— У нас в деревне остро стояла проблема вывоза отходов. Не было даже элементарных площадок ТБО. В деревне были отдельные люди, которые вываливали мусор на задки в поле, и стучать по шапке было бесполезно. Я пришла в администрацию и сказала: «Слушайте, мужики, если вы не решите эту проблему — значит, будем искать спонсоров и пути решения из Москвы». Я уехала, а потом приезжаю, смотрю — в деревне появились два мусорных бака. А теперь мы сделали и сами площадки.
Рядом с полем, где будет располагаться фабрика, находится здание заброшенного сельского клуба. В планах Гузель — восстановить и его, чтобы устраивать различные местные концерты.
— Есть долбанутая идея. У меня просто собирается много друзей из разных городов, и я думаю, что мы это все вычистим, поставим дверь, припрем теплопушки и сделаем для бабушек концерт. Представляете, как будет классно! Это то, что я хочу сделать уже на этот Новый год. Бабушки идею поддержали, и сейчас мы готовим конкурс самодеятельности: столичные ребята против наших бабушек.
Девушка положительно настроена на то, чтобы сделать Малый Турыш туристическим центром, и объясняет все преимущества ее выбора:
— В июле сюда приезжали туристы из Бельгии и Франции. К нам их отправили наши партнеры — компания ExploRussia, которая возит иностранцев в нестандартные места по России, например, на Камчатку или по Транссибу. В планах — сделать одной из таких точек и нашу фабрику. Мы сейчас как раз ведем переговоры. Потолка развития территории как такового нет. Поэтому туризм будет одной из составляющих, которую мы будем развивать.
По мнению девушки, в Красноуфимском районе, в состав которой ходит Малый Турыш, есть много примечательного. Это не только красивая природа, но и железнодорожный виадук или старый аэропорт Красноуфимска.
Вопрос о туристическом развитии Гузель прорабатывает с местными чиновниками.
— На первый взгляд проекты Гузель кажутся невыполнимыми. Но вы видите, она наполнена такой энергией, что ей все по плечу, и мы готовы ей помогать во всех начинаниях. У нее есть не только желание и идеи, у нее есть четкий план, как это реализовать. Я думаю, у нее все получится, — добавляет замглавы района Евгений Шандыбин.
Под деревней есть пещера длиной в 5 километров. Хотя вместо пещеры остался всего лишь скалистый уступ, Гузель считает, что это место тоже можно сделать туристической достопримечательностью.
— Я предполагаю, что здесь раньше был вход в пещеру, но его по какой-то причине завалили. Там внутри есть воздух, и я бы очень хотела найти спелеологов, которые бы занялись изучением этой пещеры. Это еще один толчок для развития туризма.
Несмотря на свои амбициозные планы, Гузель не теряет простоты и открытости. Она всего лишь хочет помочь людям, живущим в этой маленькой деревне.
— Люди в деревнях, как правило, настраиваются на то, чтобы здесь умереть. Мне было интересно, насколько можно их развернуть в другую сторону, чтобы они поняли, что мы живем, а не доживаем. И когда ты начинаешь видеть в глазах этих людей изменения, это торкает. Бабушки ходят на работу, у кого-то появилась стиральная машина, новые окна, они начинают потихонечку нести ответственность за свою территорию. И это гораздо важнее, чем деньги. Может, это выглядит очень пафосно, но я говорю как есть.