Истории «Сверху на меня стали падать мертвые люди». Командир экипажа поспорил, что посадит самолет вслепую: 69 человек сгорели заживо

9 587

Командир экипажа поспорил, что посадит самолет вслепую. От его халатности погибли 69 человек, а сам он отсидел шесть лет. Детали истории сообщает пользователь LiveJournal.

Трагедия произошла 20 октября 1986 года в аэропорту города Куйбышева. Командир экипажа Александр Клюев поспорил, что посадит самолет вслепую, пользуясь только приборами. На борту самолета находились 94 пассажира (из них 14 детей и 8 членов экипажа).

Шторки на окнах второго пилота не были закрыты — командир закрыл обзорные окна только у себя. Никто не заметил, что в расчеты при посадке вкралась ошибка, и из-за этого к полосе самолет подошел с большой скоростью.

От сильнейшего удара о посадочную полосу подломились стойки шасси, самолет протащило по полосе 300 м. При скольжении он стал переворачиваться через правое крыло, сошел на грунт, перевернулся и раскололся надвое. Правое крыло оторвалось, левое сложилось вдвое. На раскаленные турбины двигателей хлынул керосин — начался пожар. Раскаленная струя кислородного баллона ударила в стюардесс, и они сгорели заживо. От них нашли фрагменты черепов и берцовых костей.

В момент катастрофы погибли 58 человек, госпитализированы 28, одиннадцать из них скончались в больнице. Для расследования причин падения самолета в аэропорт Куйбышева прибыла правительственная комиссия.

Никто не мог понять, почему второй пилот самолета, Евгений Жирнов, не предпринял никаикх мер для ухода на второй круг. Он выжил после падения и помогал пассажирам выбраться из рухнувшего самолета. В какой-то момент ему стало трудно дышать, и он потерял сознание. Через три дня Жирнов умер в медсанчасти.

Пассажиры вспоминали, что с ними в самолете был рецидивист под конвоем. Он выжил, выбежал в наручниках и остановился: сопровождающие преступника погибли, и он мог сбежать. Однако он этого не сделал и сдался милиционерам.

Начальник испытательной пожарной лаборатории Валерий Фрыгин находился в этот момент у самолета и сделал несколько снимков. К месту происшествия подъехали сотрудники КГБ и поинтересовались у него, что он делает — в советское время подобные катастрофы были засекречены. Фрыгин успел спрятать одну пленку и смог распечатать фотографии.

Сам он вспоминал об увиденном не без ужаса:

— Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мертвых людей, пристегнутых ремнями. Ведь самолет-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами в результате оказались вверх ногами и как бы на потолке. Многие трупы были совсем без одежды, а другие — только без обуви. Все это с них или сорвало потоком воздуха или сгорело в пламени.

На ремнях висит девочка и вроде бы шевелится — значит, она еще может оказаться живой. Я ее взял на руки и стал пробираться обратно к выходу. Тут увидел еще одного ребенка в синем комбинезоне, лежащего на полу — то есть на потолке, в тот момент ставшим полом. Там еще был воздух, и, значит, оставался шанс, что малыш выживет. Я уже нагнулся к ребенку, когда сверху прямо на меня стали падать мертвые люди. Двое рухнули прямо на малыша — здоровые такие мужики. Видимо, удерживающие их ремни расплавились, и тела один за другим посыпались на спасателей. Детей я все же вытащил, однако спасти их так и не удалось.

Командир Александр Клюев был признан виновным. Процесс по его делу проходил в Москве, в Верховном суде РСФСР, и был закрыт для прессы и общественности. Клюева приговорили к 15 годам лишения свободы — высшей мерой наказания после этого был расстрел. Однако срок уменьшили до шести лет. После того как Клюев вышел на свободу, он уехал в Ульяновскую область.