Анне Кричко 21 год, она не чувствует ног до колена. Недуг не мешает девушке поднимать штанги, масса которых в полтора раза превышает ее собственный вес. О силачке из Белоруссии рассказал портал TUT.BY.
Аня родилась обычным ребенком, особенности девочки начали замечать лишь в полгода. Стопы стали искривляться, тогда родители прошли массу специалистов, покупали сотни лекарств, делали гимнастику, гипсование и многое другое. Встать на ноги дочь так и не смогла. «Спина бифида» — так звучит диагноз Ани. Когда стало ясно, что болезнь не уйдет, семья стала приспосабливаться к «новой» жизни.
Аня родом из деревни Телуша, это в 20 километрах от Бобруйска (Беларусь). В многоквартирной двухэтажке, где жила семья Кричко, о каких-либо пандусах никто не слышал, уж тем более не видел. До школы мама Ани носила дочку на руках, но после того, как в пятом классе учеников перевели на второй этаж, продолжать обучение стало затруднительно. На просьбы матери вернуть ребятам кабинет на первом этаже никто не откликнулся. Тогда Аня перешла на домашнее обучение.
— Сейчас понимаю, что в плане образования я была запущенным ребенком. Хотя тяга к знаниям присутствовала — всегда любила книги, энциклопедии. Не все учителя доходили до меня: некоторые брали часы, но почти не появлялись. Зато те, которые приходили, требовали сполна: школьную программу по биологии, географии, истории помню до сих пор.
Дома Ане расслабиться не давали, говорили, что нужно думать о будущем:
— Мама всегда говорила: однажды нас с отцом не станет, у младшего брата будет своя семья — что ты будешь делать? В результате могу и умею почти все — разве что окна не помою. Стараюсь стать максимально самостоятельной. Недавно, чтобы поехать на соревнования в другой город, мне нужно было забраться на верхний ярус двухэтажного автобуса. Сопровождающий предложил меня отнести, а я как представила, что он будет взбираться по крутой лестнице со мной на руках… В итоге поползла сама. Я вообще хорошо ползаю, — улыбается спортсменка.
Когда Ане было 14 лет, она ясно поняла, что отличается от других девочек. Пока все гуляли и танцевали на дискотеках, Аня сидела дома. Переломным моментом стало 17-летие девушки. Тогда Аня приехала в Минск на курс по управлению инвалидной коляской активного типа.
— До 17 лет у меня была надежда, что однажды начну ходить. А тут я вдруг резко поняла, что коляска — это навсегда. Истерика случилась прямо во время занятия — хорошо, что тренер повел себя правильно, не стал меня трогать. Не передать, какая паника охватывает, когда школьные подружки влюбляются, выходят замуж, получают образование — а у тебя есть только коляска и неясное будущее.
Вскоре Аня активно занялась спортом: танцевала на коляске, занималась лыжными гонками, а три года назад девушка попробовала силы в тяжелой атлетике и не прогадала.
— Никогда не видела себя в этом виде спорта. Помню, мы с девчонками-лыжницами разговаривали о пауэрлифтинге, и я еще пошутила: «Ой, я даже гриф от штанги не подниму». Сейчас смешно вспоминать.
Аня вспоминает свою первую тренировку, когда ей удалось «выжать» от груди 50 кг, в то время как сама весит всего 45. Сегодня спортсменка поднимает уже 75 кг. Тренер Ани, паралимпийский чемпион Александр Ботян, считает, что девушка обладает уникальным даром. В Беларуси нет даже абсолютно здоровых спортсменок, которых можно сравнить с Аней.
Сейчас спортзал девушка посещает пять раз в неделю. Занимается Аня в минском Лечебно-реабилитационном комплексе по полтора часа в день. Трижды спортсменка становилась чемпионкой страны, она уже ездила на международные соревнования в Венгрию. Следующая неделя — поездка в Мексику на чемпионат мира. Участие девушки спонсирует паралимпийский комитет.
Мечта силачки Ани — сменить коляску, девушка собирается купить себе транспорт «с пробегом», о новой даже не говорит, на бэушную придется накопить около 500 долларов. Еще одна цель — место в спортивном общежитии, на комнату, где Аня живет сейчас, уходит вся пенсия.
Кроме пауэрлифтинга Аня увлекается вышивкой, любит читать книги по психологии и часто встречается с друзьями.
— У меня много планов: подучить английский, чтобы свободно объясняться на мировых чемпионатах, выучиться на инструктора. А еще, пускай это звучит нескромно, я хочу быть примером для других. Чтобы, глядя на меня, все понимали — нужно бороться. А сдаться ты и так всегда успеешь.