В родной Перми Игорь Касаев знает каждый люк и каждую водопроводную трубу. А еще он знаком почти со всеми местными красавицами. В свободное от работы время слесарь пермского водоканала создает платья для конкурсов красоты и пришивает бабочек к презервативам. А однажды слесарь-модельер даже пострадал из-за собственного творчества: на улице его остановили милиционеры и выписали штраф в 500 рублей за ненадлежащий вид. «Ненадлежащими» оказались брюки-юбка, которые Игорь сшил себе сам.
Рукодельничать не по-мальчишечьи Игорь Касаев начал еще в школе. Из старого портфеля сшил сумку в подарок однокласснице, а потом неожиданно увлекся. В десятом классе окончил курсы кройки и шитья и, несмотря на протесты родителей, поступил в швейное училище. Первую коллекцию создал еще на втором курсе и даже занял с ней призовое место на пермском конкурсе модельеров. С ней же поехал в Санкт-Петербург на конкурс «Адмиралтейская игла». Но там выяснилось, что над техникой и стилем пермскому кутюрье еще работать и работать.
После училища Игорь трудился в нескольких ателье, модельных агентствах, брал частные заказы. Но вскоре стало понятно: на жизнь этим не заработаешь. Подумав, модельер стал искать еще одну работу — такую, которая не требует специальных навыков. Сначала устроился охранником на пермский водоканал. А когда освободилось место слесаря, не стал долго раздумывать: зарплата выше, специальное образование не требуется. Так и работает 11 лет.
Как рассказал сам Игорь порталу «Такие дела», прежде всего пришлось освоить ненормативную лексику — чтобы не засмеяли. А вот пить и курить слесарь Касаев так и не научился. Пристрастия коллег не одобряет.
— То и дело слышу жалобы, что с улиц убрали автоматы с боярышником, говорят, что было удобно. Мне все равно, пусть пьют, но на работе реакция ухудшается, и риск травм растет. Когда я спускаюсь на глубину четыре метра, за мной сверху должны следить двое. Хотелось бы, чтобы в случае чего они успели отреагировать.
Узнав о первой и главной профессии Игоря, бригада на нового коллегу сначала смотрела косо. Но скоро успокоились: коллег поддерживает, работать умеет. Постепенно слесари стали приносить Игорю одежду для мелкого ремонта, а потом и жены подтянулись — начали заказывать платья.
Игорь сначала хотел открыть свое ателье, но передумал — понял, что в Перми очень сложно найти грамотную швею и закройщика. Молодые выпускники колледжа дизайна (так теперь называется швейное училище) умеют шить только самые простые вещи и пугаются, если приходит клиент с просьбой сшить брюки. А быть владельцем ателье и при этом работать за всех модельер Касаев не видит смысла.
Другое дело — частные заказы. Зарплата слесаря в 25 тысяч рублей и сменный график помогают держаться на плаву и оставляют время для любимой работы. В среднем платье стоит от 4 до 12 тысяч, и на это уходит неделя. Бывают заказы и на 80 тысяч, но не чаще раза в год. Весной появляется сезонный заработок — возникает массовый спрос на платья для выпускных. Недавно на конкурсе «Миссис Вселенная» в Китае жительница Перми Валерия Лозинская вошла в тридцатку самых красивых женщин планеты в платье от Игоря. Над прозрачным платьем с вышитой стрекозой он работал месяц.
Шьет Игорь дома. В двухкомнатной квартире, где он живет с мамой, — пять швейных машинок, гладильный стол, отпариватель, стопки с модными журналами и коробки с фурнитурой. Издержки двух профессий заставили слесаря-модельера заниматься йогой и делать маникюр. Первое — чтобы разминать спину после перетаскивания труб и размахивания кувалдой. Второе помогает спокойно шить изящные вещи слесарским руками.
— Сейчас ткани такие деликатные, что можно просто провести рукой и оставить зацепку. Особенно когда руки после траншеи все в порезах и мозолях.
А еще Игорю постоянно приходится объяснять окружающим, что он не гей. К одному особенно настойчивому поклоннику даже пришлось применить физическую силу и связать скотчем. Методы оказались убедительными. Слесарю и модельеру скоро 37. Год назад он познакомился с женщиной, которая тоже шьет, и теперь подумывает о женитьбе — он давно мечтал о помощнике и партнере.
- Однажды депутат Мосгордумы заказала Игорю платье - пришлось лететь в Москву, чтобы снять с заказчицы мерки и даже сделать с нее манекен, чтобы потом обойтись без примерок.
- Одним из самых запомнившихся заказов стало платье для завхоза аптечного склада. Заказчица принесла коробку просроченных презервативов и попросила сшить из них наряд и расшить бисером под жемчуг. На бедрах и груди были сделаны вставки с десятками засушенных бабочек, которых муж заказчицы опускал в специальный резиновый раствор и делал из них заготовки. Стоило это платье 15 тысяч рублей и нескольких недель усилий.