В Минске вынесли приговор студенту Владу Казакевичу, напавшему с бензопилой на посетителей торгового центра. Суд признал Казакевича виновным и приговорил его к максимально возможному в Белоруссии сроку — 15 годам колонии.
В октябре 2016 года 17-летний Влад Казакевич напал на посетителей ТЦ «Европа» в центре столицы. Он пришел в торговый центр с топором и бензопилой, спрятанными в чехле для гитары. В результате погибла 43-летняя женщина. Пострадали двое: 46-летняя посетительница получила два удара топором — в грудь и по плечу. Женщина выжила. Еще одна пострадавшая, уборщица центра, которая увернулась от удара, получила легкое ранение. Подростка задержали, по результатам экспертизы он признан вменяемым.
В ходе допросов студент признался, что впервые о массовом убийстве он задумался 2−3 года назад.
Прокурор зачитал из обвинения, что Казакевич «был эмоционально холодным, упрямым, ригидным, испытывал разочарование в людях». 3 октября у него возникла, по его словам, «отличная идея попилить людей». Это было в поликлинике, куда Владислав пришел за справкой о прогулах в университете. На следующий день он купил топор, бензопилу и наушники, чтобы не слышать шум бензопилы.
Сначала Владислав хотел напасть на студентов родного университета. Для этого он пришел в вуз и переоделся в туалете, но бензопила заглохла. Пока он ее ремонтировал, пара, на которой были около 180 человек, закончилась. Казакевич решил вернуться в университет на следующий день, но проспал.
— Мне было лень, поэтому вечером я пошел в ТЦ «Европа», — объяснял он на допросе. По его словам, он нес бензопилу по городу открыто, не пряча в чехол. Охраны возле входа не было, и он направился к тем, кто первый попался на глаза.
Владислав утверждал, что его привлекали терроризм, убийства. Он читал литературу про ИГИЛ, а весной-летом 2016 года у него появилась идея «устроить крупный теракт, убивать китайцев и мусульман». На вопрос: «Почему?» он ответил: «Просто ради прикола. Ради забавы».
На суде студент заявил, что полностью признает свою вину.
В своем последнем слове Влад Казакевич был краток.
— К сожалению, я не выполнил своих планов по массовому убийству. Я еще вернусь, чтобы закончить начатое, — спокойно заявил Казакевич.
Родители считают, что их сына надо лечить. Как рассказала на суде мама Влада, сын всегда был замкнутым. В 2014 году он попытался отравиться угарным газом. В ходе допросов судебных заседаний студент признался, что впервые о массовом убийстве он задумался 2−3 года назад.
— Его слова — подтверждение болезни. Его нужно лечить принудительно. Сами посмотрите, как он себя ведет. Для меня это дикость, но в то же время не сюрприз, зная его заболевание. Никто из экспертов не смог дать логичного ответа, почему сына признали вменяемым.
По приговору суда Влад Казакевич обязан возместить потерпевшим материальный ущерб в размере одной тысячи рублей. Компенсация морального вреда — 220 тысяч рублей (около 110 тысяч долларов). Компенсация мужу погибшей Елены Александронец — 45 тысяч рублей, ее дочке — 55 тысяч, матери погибшей — 50 тысяч, сестре — 40 тысяч, потерпевшей Оксане Витвер, которая в момент нападения находилась в пиццерии, — 29 тысяч, продавцу ТЦ «Европа» Анне Рощентовой — 1,4 тысячи.