Истории «Семь Симеонов». Как семья музыкантов захватила авиалайнер, чтобы сбежать в Лондон. Самый громкий, самый грустный и самый страшный угон самолета в СССР

15 187

Первое сообщение о той страшной трагедии, произошедшей 8 марта 1988 года, появилось только через 36 часов после случившегося: «Пресечена попытка захвата авиалайнера. Большая часть преступников уничтожена. Имеются погибшие. Пострадавшим на месте оказана помощь. Прокуратурой СССР возбуждено уголовное дело». На третьи сутки выяснилось: стюардесса и трое пассажиров застрелены, четверо террористов и их мать покончили с собой, десятки людей покалечены, самолет сгорел дотла. И самое невероятное: угонщики — известные музыканты, многодетная джазовая семья, прославленные на всю страну иркутские «Семь Симеонов».

Ансамбль «Семь Симеонов» был создан в 1983 году, и составляли его члены одной семьи — братья Овечкины: Василий, Дмитрий, Олег, Саша, Игорь, Миша и Сергей. Старшему Василию к моменту описываемых событий было 26 лет, младшему Сереже — всего 9. Братья гастролировали по стране, были участниками Московского фестиваля молодежи и студентов и однажды даже ездили выступать в Японию. Их показывали по телевизору, о них сняли документальный фильм, они по всем параметрам подходили под модель образцовой советской семьи.

Происхождением из крестьян, сибиряки, они жили в деревянном доме без удобств на окраине Иркутска, доили коров, косили траву и при этом играли на музыкальных инструментах и тянулись к искусству. Кроме сыновей, в семье было еще четыре сестры и их мама — мать-героиня Нинель Сергеевна. Что же толкнуло эту во всех отношениях замечательную семью на столь страшный шаг? И что именно происходило на борту Ту-154 восьмого марта 1988 года?

Хронология событий выглядела следующим образом. Овечкины всем семейством отправились на гастроли в Ленинград. Не было с ними только старшей сестры Людмилы. Она к тому времени вышла замуж и уже несколько лет жила своей жизнью отдельно от остальных. Овечкины зашли на борт. Их узнавали, им улыбались. Большой контрабас не поместился в рентгеновский аппарат, и его даже не стали досматривать. Пропустили так. В конце концов, «Симеоны» уже несколько лет считались чуть ли не главной иркутской достопримечательностью. Во время полета братья играли в шахматы, общались. Олег о чем-то шутил с бортпроводницей Васильевой. Все шло как обычно, но внезапно, после дозаправки в Кургане, Овечкины достали из футляра для контрабаса обрезы и потребовали у экипажа следовать в Лондон. Оказалось, что они заранее чуть увеличили габариты футляра, чтобы он не мог поместиться в аппарат для просвечивания. Они рассчитывали, что работники местного аэропорта не станут вручную обыскивать членов образцовой советской семьи. И расчет их оказался верен.

Итак, Овечкины потребовали доставить их в Лондон. С земли экипажу приказали убедить террористов в том, что без еще одной дозаправки самолет не сможет долететь до Англии. Тогда братья потребовали, чтобы дозаправка была совершена в какой-нибудь капиталистической стране, и им пообещали, что самолет будет посажен в Финляндии. Но на самом деле ни в какую Финляндию никого отпускать не собирались. Больше того, по приказу командующего Северо-Западным ПВО Ту-154 сопровождал военный истребитель. Как явствует из ряда публикаций на эту тему, летчику истребителя был дан приказ уничтожить пассажирский самолет вместе со всеми пассажирами, если только тот попробует совершить попытку вылета из страны.

Для операции по обезвреживанию террористов оперативный штаб выбрал военный аэродром в поселке Вещево под Выборгом. Экипажу сообщали, что для того, чтобы привести группу захвата в полную готовность, нужно еще немного потянуть время. Было велено объяснить Овечкиным, что, если они произведут хоть один выстрел, их истребят как бешеных собак. А пока что «в условиях демократизации» им от силы грозит 2−3 года тюрьмы. К Овечкиным вышла бортпроводница Тамара Жаркая. Она успокаивала их и убеждала, что самолет садится в финском городе Котка. Братья практически поверили в это, но тут увидели, что по взлетной полосе этого «финского» города к месту посадки спешат вооруженные автоматами родные советские военные. От отчаянья и ярости Дмитрий выстрелил в стюардессу. В итоге Тамара Жаркая стала единственной жертвой семьи Овечкиных. Всех остальных людей убили и покалечили те, кто прибыл их спасать.

Впоследствии выяснилось, что спецназовцы, прибывшие обезвреживать террористов, на самом деле были совершенно не обучены действиям в подобного рода операциях. Это были обычные сотрудники милиции, умеющие бороться с уличными хулиганами, но не владеющие спецификой работы в узком пространстве самолета. Об этом на суде прямо заявил один из участвовавших в операции милиционеров. Четыре спецназовца через окошки проникли в кабину пилотов. Еще несколько человек смогли попасть в багажное отделение. Что делать дальше, судя по всему, они не знали. Милиционеры резко открыли дверь кабины пилотов и начали стрелять. При этом ни один террорист не пострадал, но зато они попали сразу в трех простых пассажиров. Музыканты же ответным огнем ранили обоих спецназовцев, и тех, истекающих кровью, так же через окно эвакуировали из самолета. Милиционеры, находившиеся в багажном отделении, принялись стрелять через пол, но вооруженным братьям эти выстрелы вреда не причинили. Правда, одна из пуль попала в бедро безоружному 9-летнему Сереже — самому младшему участнику ансамбля.

Поняв, что их положение безвыходное, Овечкины приняли решение себя убить. Они окружили Сашу, который все это время держал в руках бомбу, и соединили провода. Однако взрыв оказался столь слабым, что от него погиб лишь Саша, остальные не были даже ранены. Тогда братья стали стрелять в себя. Первым убил себя Дмитрий. Затем Олег. А Василий сначала застрел мать и потом застрелился сам. Из непосредственных участников преступления в живых остался только 17-летний Игорь. По его словам, он не хотел умирать и, когда увидел, что у матери после выстрела Василия «открылась черепная коробка», спрятался в туалете. Между тем из-за взрыва в самолете начался пожар, а на аэродроме Вещево, который так предусмотрительно руководство штаба выбрало для осуществления спасательной спецоперации, была лишь одна пожарная машина. Пассажиры открыли одну из дверей самолета и принялись, спасаясь от огня, прыгать с четырехметровой высоты на бетонную взлетную полосу. Практически все они поломали себе ноги. Кто-то сломал позвоночник.

Но внизу вместо помощи их ждали побои стоявших там военных. По воспоминаниям пассажиров, били их сильно. Спасатели опасались, что среди выпрыгивавших могут оказаться Овечкины, и поэтому на всякий случай били всех, включая женщин. Били сапогами по головам, били прикладами, матерились, приказывали не шевелиться и как минимум одному из пошевелившихся прострелили поясницу. Пока из Выборга приехали новые пожарные машины, самолет успел полностью сгореть. Впоследствии в салоне нашли девять обугленных трупов: четырех братьев Овечкиных, их мамы, стюардессы Тамары Жаркой и трех пассажиров, нечаянно убитых группой захвата. Так блестяще был предотвращен угон советского самолета в Англию.

Через год съемочная группа, снимавшая когда-то документальный фильм о замечательных музыкальных братьях, сняла еще одно документальное кино — на этот раз о событиях 8 марта. Авторы фильма пытались получить комментарий у полковника Быстрова, командовавшего в тот день оперативным штабом.

— Зачем я буду вам что-то комментировать? — удивился полковник. — Что за дела? Я сейчас в обком позвоню. Ясно вам или нет?

Youtube

И все же что заставило успешных, казалось бы, людей, признанных музыкантов пойти на такой безумный шаг? На этот счет есть разные точки зрения. Сейчас СМИ склоняются к той версии, что двигателем во всей этой истории выступала мать Овечкиных, которая ради своих амбиций готова была на все — даже на убийство невинных людей. Родина дала ее семье все: признание, перспективы, две трехкомнатные квартиры в Иркутске, а она грезила сказками о сладкой жизни на Западе. Считается, что толчком для этой идеи послужили гастроли ансамбля в Японию. Там «Симеоны» увидали более яркую жизнь, чем в Иркутске, и позарились на нее.

Но главным было даже не это. На дворе был ноябрь 1987 года, началась перестройка, и, по словам работника КГБ Звонарева, сотрудники их ведомства в то время стали менее бдительно следить за туристами за границей. Они по-прежнему сопровождали все группы, но дисциплина у них расшаталась: вместо того чтобы жестко пресекать все нежелательные контакты вырвавшихся на волю советских людей, они ходили по магазинам и расслаблялись. В результате Олег Овечкин смог в Японии встретиться с каким-то человеком, и тот пообещал их ансамблю хороший контракт со студией звукозаписи в Лондоне. Братья прямо тогда пытались доехать до американского посольства в Токио, но у них не было денег, а за золотое кольцо таксист их везти отказался. И тогда братья решили вернуться. Тем более что с ними в Японии не было ни матери, ни сестер, а в те времена не вернуться из-за границы означало навсегда проститься с родственниками. И Овечкины приняли решение подготовиться дома к побегу и осуществить его уже всей семьей.

По другой версии, инициаторами побега были именно сыновья, а не мать. И не алчность и тщеславие толкнули их на этот шаг, а бедность и бесперспективность их жизни. Они выросли в очень непростой семье. Нинель Сергеевна лишилась родителей, когда ей не было еще 6 лет. Отец погиб на фронте в 1942-м, а маму через год на совхозном поле застрелил сторож. Она пыталась вынести оттуда 8 картофелин. Нинель выросла в детском доме. Всю жизнь проработала продавцом. После того как при родах у нее умерла дочка, она поклялась рожать столько раз, сколько даст Бог. И родила в итоге одиннадцать детей. Муж ее сильно пил. Так, что, напиваясь, начинал стрелять в окно, и всем, кто бы рядом, на всякий случай нужно было от греха подальше падать на пол и лежать, не шевелясь. В некоторых источниках сообщается, что в 1984 году его, защищаясь от побоев, убили собственные дети.

Впрочем, в других СМИ говорится, что он просто умер, оставив жену и 11 детей выживать как получится. Семье приходилось все время бороться с бытовой неустроенностью, а потом и с бедностью. После того как им выделили две трехкомнатные квартиры, жизнь стала только хуже. Раньше они хотя бы жили натуральным хозяйством: коровы, свиньи, кролики, куры, огород. Теперь же пришлось обходиться пенсией матери в 52 рубля в месяц и 80-рублевыми зарплатами двух детей. Музыка им в СССР денег не приносила. Гастроли, грамоты, показы по телевизору, но проводить платные концерты им не разрешали. И тут они впервые оказались за границей и увидели совершенно другую жизнь. Попытаться уехать официально у них в то время не было никакой возможности. И тогда они решили угнать самолет.

Покажут всем, что у них настоящее оружие, припугнут, и их выпустят. Не будет же власть рисковать жизнями десятков людей ради того, чтобы сохранить каких-то Овечкиных на своей территории. Но в этом братья, увы, просчитались. Из показаний на суде капитан судна Ту-154 Куприянова: его спрашивали о существующих в таких ситуациях инструкциях. Одним из пунктов значилось в «в исключительных случаях выполнить требования угонщиков».

— Вы пытались выполнить их требования? — спросила народный заседатель.

— Я не понимаю, — ответил командир, — зачем их требования было выполнять.

— Как зачем? Ну, может, не было бы такого результата.

— Я считаю, что лучший исход был сесть в своей стране, на своем аэродроме, — сказал Куприянов.

Суд состоялся в здании аэропорта в Иркутске. Во время процесса в адрес суда приходили гневные письма с требованием казнить всех оставшихся в живых Овечкиных:

«Не судить, а привязать на площади к верхушкам берез и разорвать на части».

Максимова, педагог

«Всех расстрелять с показом по телевизору».

Тонин, воин-интернационалист

«Просим вынести высшее наказание расстрел, чтобы знали, что такое родина».

По поручению партсобрания парторг Гончаров.

Но судили только двух оставшихся в живых членов семьи Овечкиных — Игоря, того самого, кто не хотел умирать и спрятался в туалете, и Ольгу. Старшая сестра Людмила в угоне участия не принимала и даже не знала о планах своих братьев. Два младших брата и две младшие сестры Овечкиных были несовершеннолетними, и их тоже не судили, определив в интернат. На суде Ольга была беременна. Ее приговорили к 6 годам лишения свободы, и родила она уже в заключении.

Игоря осудили на 8 лет.

В итоге всех детей, включая родившуюся в тюрьме дочь Ольги, взяла к себе старшая сестра Овечкиных Людмила. У нее у самой было к тому времени трое.

Стало восемь. Игорь и Ольга отсидели лишь по полсрока. Ольга вышла из колонии озлобленной, стала много пить, и через несколько лет ее убил сожитель. Игорь в колонии руководил музыкальным коллективом, на воле играл в ресторанах, но тоже пил, был арестован за распространение наркотиков и умер, как говорят, при странных обстоятельствах в СИЗО. Одна из младших сестер Ульяна много пила, дважды бросалась под машину, выжила, живет на пособие по инвалидности. Самый младший Сергей несколько раз не смог поступить в музыкальное училище, сейчас о нем ничего не известно. И, наконец, Михаил — наиболее талантливый из всех, тот, кого педагог Овечкиных по музыке называл настоящим черным музыкантом, имея в виду, что он чувствует джаз как подлинный негритянский джазист. Он уехал в Испанию, играл в уличных джаз-бандах, жил на подаяние, впоследствии пережил инсульт, прикован к инвалидному креслу.

Самые громкие угоны самолетов в СССР

За советский период с 1954 по 1989 год на территории СССР было совершено 57 попыток угона самолетов. По крайней мере в четырех случаях угона воздушных судов принимали участие школьники и студенты.

Угон Ту-104

Самый страшный по количеству жертв был угон самолета Ту-104 в мае 1973 года (рейс Москва — Чита). На высоте 6500 сопровождавший самолет милиционер выстрелил в спину угонщика Тенгиза Рзаева, в руках которого была бомба. Самолет разрушился в воздухе, в результате погиб 81 человек.

Угон Ту-134

18 ноября 1983 года самолет Ту-134 выполнял рейс по маршруту Батуми — Киев — Ленинград. На борту были 57 пассажиров, в том числе семеро террористов — дети высокопоставленных родителей из Грузии пронесли оружие через «депутатский зал». Возглавлял группу художник киностудии «Грузия-фильм», сын профессора Иосиф Церетели. Захватив в заложники стюардессу Валентину Крутикову, террористы ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, а при попытке обезоружить их убили двух летчиков. Еще один пилот получил ранение, но смог ранить двух налетчиков. Впоследствии пилоты заперлись в кабине и совершали резкие маневры, чтобы сбить захватчиков с ног. Те в свою очередь открыли огонь по пассажирам, убили стюардессу Валентину Крутикову и одного пассажира, а также тяжело ранили еще 10 пассажиров самолета (один из пассажиров был убит по ошибке группой спецназа уже после посадки, когда выбегал из самолета и был принят за террориста).

В аэропорту Тбилиси 19 ноября в результате проведенной спецоперации «Набат» преступники были схвачены, пассажиры освобождены. Оставшиеся в живых угонщики были приговорены к расстрелу за исключением студентки Тинатин Петвиашвили — она получила 14 лет тюрьмы.

Угон Ан-24

15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс Батуми — Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров. Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе, и его 13-летний сын Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы. Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили смертью. Они убили стюардессу и прострелили командиру корабля позвоночник. Самолет приземлился в Турции.

В октябре 1970-го СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Они были осуждены за угон и убийство, но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США. В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.

Угон самолета Ту-154 в Пакистан

19 августа 1990 года был совершен угон самолета Ту-154 заключенными из изолятора временного содержания города Нерюнгри. Угонщики потребовали направить самолет в Пакистан. 15 заключённых перевозили в город Якутск самолётом Ту-154. Через пять минут на пульт командира самолёта поступил сигнал «опасно». Террористам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал бандитам один из друзей главаря угонщиков. За бомбу они выдавали кусок хозяйственного мыла. Заключенные захватили в заложники пассажиров и трех милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие.

Днем 19 августа самолёт снова приземлился в Нерюнгри. Террористы потребовали автоматы, рации и парашюты. Вечером 19 августа самолёт улетел в город Красноярск, а в 23 часа по Москве приземлился в Ташкенте. Четверо угонщиков, имевших не тяжкие статьи обвинения, предпочли сдаться властям и остаться в СССР. 20 августа самолёт с оставшимися на борту 36 заложниками и 11 террористами вылетел в Пакистан, где приземлился в городе Карачи. После посадки в аэропорту в Пакистане угонщики были арестованы. Позже их осудили. Все террористы были приговорены к смертной казни. Два заключенных повесились в тюрьме, один скончался от теплового удара. В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение. Бандиты сами подавали апелляции о возвращении их в СССР, но им было отказано. В сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана. Двое уроженцев Украины остались в Пакистане, шесть угонщиков были выданы России. Суд Якутии вынес им максимально строгий приговор — 15 лет лишения свободы.