Фото Двое путешественников решились на отчаянный шаг и доехали до Полярного круга на старом «Запорожце»! В пути машина ломалась каждый день

5 859

«Сидим мы как-то в начале июля в березняке под перевалом Дятлова. Ветер, мокрый снег лепит в лицо, грязные, мокрые, еда на исходе. Напротив, сильно завалившись на бок посреди глиняной лужи, стоит заглохший „Запорожец“ — бензин кончился, аккумулятор сел, лебёдка через раз работает. И вот сижу я, смотрю на него и понимаю, на чем я поеду на север этой зимой…»

Так начинаетсярассказ двух жителей России — Александра Ёлкина и Дмитрия Куликова, которые решились на отчаянный шаг и отправились в путешествие по зимним дорогам на «Запорожце»! Экстремалы доехали аж до Полярного круга. Их путешествие прошло под девизом «Ни дня без поломки». Причем на такое рискованное путешествие они решились в самые сильные морозы. Александр все это время вел арктический путевой дневник.

В Тюмени мужчины познакомились с любителем и знатоком «Запорожцев» — Александром Сосниным, который помог в поиске запчастей и ремонте машины. Готовиться путешественники начали заблаговременно, с мыслями, что обкатают недельку перед дальней дорогой, и чтобы в последний момент ничего не вылезло.

Александр Ёлкин:

— И вот день старта. Прощаемся с друзьями и близкими, фотографируемся. Ключ на старт. Не заводится. Начинаем искать причину, крутить стартером, снова искать причину. В итоге высаживаем аккумулятор. Та-ак, понятно, на сегодня подвиг закончен, надо загонять в гараж.

Наступает день второго старта. Прощаемся с друзьями и близкими, фотографируемся. Даже завести получилось. Плохонько, но завелся. Машем всем руками, включаем передачу… включаем передачу…

— Ты кулису регулировал?
— Ну да… Вроде… Ща!

И вот уже кто-то лезет под машину с ключами. В этот момент машина глохнет, и все попытки её завести сходят на нет. Ага, понятно, на сегодня тоже с подвигами покончено.

В итоге было решено просто выгонять машину и, ни с кем не прощаясь, гнать подальше от этого гаража. Потому что Запорожец, как только попадал на улицу (а мороз стоял -32 градуса), понимал, что эти два автосадиста опять затеяли что-то неладное, и сразу же ломался. Так и сделали.

Александр Ёлкин:

— В итоге 70 км от Тюмени до Нижней Тавды мы ехали 4 часа. Запорожец упирался как только мог — троил, глох, дергался, заставил нас поменять ремень генератора, трамблёр, свечи, топливный фильтр, и плюс ко всему постоянно слетали высоковольтные провода. Но все-таки мы его каждый раз побеждали и заставляли ехать дальше на север. А потом Запорожец всё-таки смирился, и за ночь мы прошли зимник до города Урай и к утру доехали до Югорска, где смогли купить запасной ремень генератора и топливных фильтров, потому что явно сильно ржавый бак очень быстро их забивал.

Из Югорска наш путь лежал в поселок Агириш. Очень красивая, укатанная снегом дорога, которая преподнесла нам очередной сюрприз. Мы как раз ехали и весело обсуждали тот момент, что как здорово получилось облапошить Запорожца, внезапно стартанув из гаража. Но наши размышления прервались грохотом, мгновенной потерей скорости и креном на левый борт. У нас отвалилось колесо. Да еще так эффектно, что его пришлось вдвоём с приличным усилием выдергивать из арки.

За 12 дней пути нас четыре раза тормозили с мигалками. И отнюдь не для того, чтобы расспросить о нашем необычном путешествии. Сложилось впечатление, что эти люди живут стереотипами о том, что на Запорожцах могут ездить только пьяные и без документов. И только в Берёзово сотрудники ДПС после проверки документов начали улыбаться и задавать вопросы, а разговорившись, сопроводили нас до ближайшей АЗС, которую мы никак не могли найти, за что им огромное спасибо.

Чем дальше мы продвигались на север, тем сложнее становилась дорога. Начали появляться колеи, и совсем исчезли легковушки. Из рассказов водителей встречных машин мы поняли, что последние несколько дней в районе Салехарда мела метель, зимник был закрыт, что там куча брошенной техники, и чтобы мы разворачивались, потому что не проедем. Надо ли говорить, что эти рассказы только усиливали наше желание ехать вперед. Колеи становились всё глубже, глаза водителей встречных машин при виде нас становились всё круглее. Вот мы уже начали подсаживаться при разъезде со встречками. Потом уже и без них стали застревать. Пришлось максимально спустить колеса на ведущей оси.

Все чаще и чаще в ход шла лопата, а штурман все реже находился внутри машины и по большей части толкал Запорожца в сторону Салехарда. А на дороге и правда начали попадаться брошенные легковушки. Некоторые с оторванными бамперами и даже разбитыми фарами. Дорожники цепляли их позади своих самодельных волокуш и так и тащили за собой в сторону города. Да уж, славная была здесь битва пару дней назад. Жаль, что мы чуть-чуть не успели. Нам несколько раз водители проезжающих мимо грузовиков предлагали свою помощь, но, поняв наши намерения двигаться исключительно собственными силами, с улыбкой уезжали.

Итог поездки — очень интересное кольцо по дорогам ЯНАО и ХМАО длиной в 5200 километров, из них более 3000 км по зимникам. Весь путь мы прошли за 12 дней, дважды преодолев линию Полярного круга — сначала в Салехарде, а потом в Новозаполярном. Было интересно и весело, а главный наш план и девиз поездки «Ни дня без поломки!» был даже перевыполнен. Надо ли говорить о том, что мы получали истинное наслаждение от ремонта и поиска решений в сложившихся ситуациях. Запорожец вытерпел абсолютно всё — разбитые дороги, колеи, морозы, метели. Хоть и ломался, но ехал, рыча своим 40-сильным моторчиком воздушного охлаждения, вопреки запугиванию нас бывшими владельцами Запорожцев, что в сильные морозы ездить на такой машине невозможно. Возможно! И еще как!

На этом автор дневника останавливаться не собирается. За его плечами уже есть два экстрим-тура на Запорожце — арктическое путешествие и путешествие к перевалу Дятлова. И, судя по его энтузиазму, очень скоро он придумает для запорожца новое испытание.