Истории «Я выплыла последней». Теплоход «Булгария»: как произошло одно из крупнейших кораблекрушений в истории России, в котором погибли больше 100 человек

4 506

Кириллу Чернову на пятилетие дедушка и бабушка подарили путевку. Родители остались дома, а мальчик вместе с родными отправился в путешествие по Волге. Рейс был самым обычным. Такие часто называют рейсами выходного дня. В субботу вечером теплоход «Булгария» вышел из Казани и к семи утра следующего дня прибыл в городок Болгар, что примерно в 120 километрах вниз по течению Волги. Экскурсия по древней столице исторического государства Волжской Булгарии, в честь которой, к слову, был назван теплоход, продлилась три часа, и к 11 утра пассажиры уже были на борту судна. «Булгария» легла на обратный путь.

После полудня начался ливень и ударил гром. Порывы ветра достигали 20 метров в секунду. Поднялась сильная волна. Около половины первого судно начало входить в левый поворот. Специалисты отмечают, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. А «Булгария» как минимум уже год ходила с постоянным креном. На тот же правый борт. В сумме угол крена составил девять градусов. Все бы ничего, но иллюминаторы правого борта были открыты. Они вошли в воду и в одно мгновение в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды.

Но в тот момент еще не все было потеряно. Капитан предпринял попытку исправить положение. Он решил уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт и лечь курсом на ветер. Рули повернули на 15 градусов влево. Но в результате крен только усилился и в отсеки стало поступать 125 тонн воды в минуту. В считанные секунды крен вырос до 20 градусов и судно опрокинулось на правый борт.

По словам пострадавших, все произошло и вправду очень быстро. Алена Лебедева, работница кухни, в момент затопления была на рабочем месте — в карме на главной палубе, в буфете для членов экипажа.

— Вода подошла моментально, корабль накренило так, что меня чуть холодильником не придавило — он поехал прямо на меня, я чудом отскочить успела, — вспоминает жуткие секунды Лебедева. — А вот в другом отсеке женщину сначала ошпарило кипятком, а потом придавило мебелью. Ее нашли погибшей. Я выплыла практически последней. Мы с механиком человек шесть — не помню точно — вытолкали. На поверхности я первым делом огляделась в поисках детей. Сына и доченьку увидела, на сердце отлегло немного. А мужа так и не нашла.

Семья Лебедевых действительно в полном составе работала на теплоходе «Булгария». Муж Алены — 39-летний Сергей Лебедев — был боцманом, 18-летняя дочь Даша работала официанткой, а 17-летний сын Саша отправился в круиз как стажер — тогда парень учился на первом курсе речного техникума.

Многие обвиняли членов экипажа в ошибочных и непрофессиональных действиях. Конечно, без этого не обошлось. Но боцман Сергей Лебедев до конца спасал тонущих пассажиров судна. Когда оно начало уходить под воду, он вытащил из водоворота нескольких человек. Выплыл на поверхность и вновь нырнул в водную пучину. Как профессиональный корабельщик Сергей прекрасно осознавал, что тонущее судно затягивает с собой на дно.

Впрочем, это далеко не единственный пример мужества и храбрости, которые проявили члены экипажа. Матрос Вячеслав Колосов до последнего раздавал пассажирам спасательные жилеты, не думая о том, что с ним может произойти в следующее мгновение. В какой-то момент матрос потерял сознание. Очнулся он только в спасательном плоту.

— Я ушел под воду и там потерял сознание, — рассказывал матрос. — Меня вытащили другие пассажиры.

Жена Вячеслава, Светлана, вспоминает, что после произошедшего муж долго не мог заснуть. На протяжении несколько дней. Только выпитое на третий день снотворное помогло преодолеть тревожную бессонницу, однако кошмар пережитого не оставлял Вячеслава и во сне. Всю ночь он пытался куда-то плыть.

— Я его возьму за руку, он почувствует мое тепло и успокоится, — говорит Света. — Но потом опять машет руками…

Мимо терпящей бедствие «Булгарии» проходили два судна — сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66». Капитаны кораблей Юрий Тучин и Александр Егоров приняли решение не оказывать помощь пассажирам и членам экипажа, которым удалось спастись и которые находились на плотах посреди Куйбышевского водохранилища на Волге. Они прошли мимо. В суде выяснилось, что ситуация оказалась не столь однозначной, как это могло показаться на первый взгляд. Так, грузовому судну «Дунайский-66» для оказания помощи потерпевшим пришлось бы давать задний ход, рискуя зацепить тех, кому удалось спастись. К тому же принятое решение идти дальше было согласовано с капитаном судна «Арабелла», которое позже пришло на помощь утопающим. Во всяком случае такова версия капитана Егорова.

Впрочем, в правдивость его слов трудно поверить до конца. И повод к сомнениям дал он сам. После трагедии Егоров заявил журналистам: «Вы сами понимаете, что с этими людьми шутки плохи». «Этими людьми» были сотрудники компании «Газпром», которым судно под командованием Егорова везло груз в Астрахань. Что это — простая оговорка вследствие полученного стресса или свидетельство трусости капитана — так и осталось неизвестным.

В результате кораблекрушения погибло 122 человека. Спаслось 79. Следствие установило, что одной из причин бедствия стал неработающий двигатель. Левый главный дизель-генератор. Впрочем, о вышедшем из строя моторе еще раньше рассказали матрос Вячеслав Колосов и семья Лебедевых.

— Мы шли в Зеленодольск — это городок в пятидесяти километрах от Казани, — вспоминал Вячеслав Колосов. — Там он и сломался. Чтобы вернуться домой, мы запустили вспомогательный двигатель. В Казани встали на рейд — это специальный участок для сломанных кораблей, там они не мешаются других судам. До следующего круиза — в Чебоксары — оставалось шесть дней. Нам не разрешали ехать, пока не починимся. Мы успели. Потом сходили в Чебоксары, всё нормально, без проблем и поломок.

К поломке двигателя привело грубое нарушение техники эксплуатации судна. Теплоход заправили топливом, которое было разбавлено водой. Воду пришлось откачивать, а топливную аппаратуру — просушивать. Речники говорят, что время от времени они и вправду сталкиваются с такой ситуацией.

— Мы узнаём, что в дизельном топливе вода, когда выходит из строя техника — топливная аппаратура, двигатель, электрогенератор, — объясняет капитан одного из кораблей. — Приходится вначале откачивать само топливо, а потом воду, которая оседает внизу. Затем аппаратура долго «продувается» и сушится.

Конечно, свою роль сыграл и поднявшийся шторм, но ведь и экипаж «Булгарии» оказался не готовым к квалифицированным действиям в трудных погодных условиях. А именно он нарушил технику управления судном в сложившихся условиях, начав левый поворот без учета особенностей остойчивости корабля (остойчивость — способность сохранять равновесие). Капитан не принял во внимание, что у теплохода уже имелся крен в четыре градуса, а само судно обладало большой парусностью.

Капитан, Александр Островский, погиб вместе с кораблем. Из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79, погибли 122 человека.