Скандал «Думаете, он такой один? Авиакомпании не заморачиваются о дипломах». В российской авиакомпании пять лет работал пилот с поддельным дипломом

3 142

Мужчина с поддельным дипломом пять лет проработал пилотом в крупной российской авиакомпании. Ни один из инструкторов, у которых он проходил подготовку, не заподозрил в самоучке непрофессионала. Пилот был на хорошем счету, от начальства сплошь положительные характеристики. Если бы не опрометчивая выходка, после которой началась внутренняя проверка, он и дальше пилотировал бы российские пассжирские самолеты.

Дисциплинарное расследование началось не из-за сомнений в его компетентности. В августе 2015 года «Аэробус» известного авиаперевозчика летел из Москвы на Кипр. Самолет пролетал над Украиной. На борту находились два сменных экипажа. Второй пилот Тарас Шелест в сообщении диспетчеру о заходе в украинское воздушное пространство добавил: «Слава Украине!»

Кто-то доложил службе безопасности о выходке пилота. К внутренней проверке подключилась ФСБ. Коллеги Тараса зашептались: неужели за мужчину всерьез взялись из-за его неуместных слов. Правда шокировала всех. Оказалось, что Шелест вовсе не пилот, а самозванец, точнее — самоучка. Из материалов доследственной проверки:

— Установлено, что при трудоустройстве Шелест предоставил в кадровое подразделение диплом (серии ЭВ № 729 537 от 28.06.1996 года) об окончании Санкт-Петербургского университета гражданской авиации по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением» с присвоением квалификации «Менеджер организации», а также свидетельство пилота коммерческой авиации, при этом указав, что имеет налет в количестве 290 часов.



Такого выпускника в вузе не было, Тарас не числился даже среди его студентов. Как так получилось, рассказал друг мужчины Андрей.

— Отец друга был инструктором по подготовке пилотов на тренажерах, участвовал в разработке отечественного авиасимулятора. Он брал с собой на работу сына и Тараса, поддерживая их страсть к авиации. Пацаны же, им интересно. Вдвоем еще школьниками парни осваивали тренажеры.

Мальчишкой он сам учился управлять самолетом. Отрабатывал взлет и посадку, потихоньку осваивал терминологию и схемы полетов. Так продолжалось несколько лет. После окончания школы Тарас подал документы в авиационные вузы, но недобрал баллов.

Он устроился в фирму, разрабатывающую компьютерные игры. Тестировал симуляторы полетов, в свободное время продолжал заниматься на тренажерах. На отложенные с зарплаты деньги мужчина купил диплом престижного летного вуза. С ним он решил попытать удачи. В 2008 году устроился в частную авиакомпанию стюардом на «Як». Хорошо зарекомендовал себя и через год пошел к начальству с просьбой о повышении. Мужчина хотел стать вторым пилотом. Руководство пошло навстречу усердному работнику, его записали на стажировку. Тарас позанимался с инструктором и, отлетав 290 часов, пошел устраиваться в крупную российскую авиакомпанию.

Его приняли и направили на переподготовку к полетам на «Аэробусах». Мужчина сдал экзамен и был допущен к штурвалу. Сначала в летно-учебном отряде, а через год его перевели в общий отряд. Всего Тарас Шелест отработал в авиации больше пяти лет. Шелест наработал 2400 часов лета, выполнив в качестве второго пилота 804 перелета на пассажирских авиаперевозках по различным направлениям.

— Я много чего видел в практике, но с таким случаем сталкиваюсь впервые, — рассказали в полиции. — Признанный пилот — и неуч, не учился в вузе! И ни один инструктор-экзаменатор не засомневался в его знаниях и навыках!

Друг Тараса Андрей убежден: его приятель далеко не единственный такой «неуч». Работодатель смотрит в первую очередь на навыки сотрудника, а не на его диплом.

— Вы думаете, он такой один? Когда небольшие авиакомпании платят за подготовку своих сотрудников, они не сильно заморачиваются, какие у них дипломы. Но при этом там не дураки работают: увидели бы, что он не рубит, не допустили бы к полетам!

На работе Шелесту действительно дали прекрасную характеристику. Он сам признался, что купил диплом. От полетов его отстранили, но наказания мужчине удалось избежать. Его обман классифицировали как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Это преступление небольшой тяжести, срок давности привлечения к ответственности за которое истек на момент следствия.

— Если бы его привлекали по статье «Мошенничество», по которой срок давности три года, его можно было бы посадить, — говорит независимый юрист Александр Разумовский. — Но, видимо, намеренно выбрали статью полегче, поскольку он не нанес никому вреда. В общем, повезло парню.

Тарас не расстался с авиацией и после скандала. По словам Андрея, его друг уехал из России в Гондурас.

— Удивитесь, он и сейчас в небе. Поняв, что в России устроиться на работу не светит, Тарас уехал за границу. Нам он сказал, что устроился летчиком в частную коммерческую авиакомпанию в Гондурасе.

Как оказалось, приятель ошибся — его друг забрался не так далеко от России. С 2016 года он живет в Киеве и работает на украинских авиалиниях. На странице мужчины в соцсети часто появляются антироссийские высказывания.