Обзор Дезодоранты с алюминием, вредные шампуни и излучение мобильных телефонов: что вызывает рак и можем ли мы от этого защититься?

Рак стал для современного человека чем-то сверхъестественным: все его боятся и никто так до конца и не выяснил, что же провоцирует онкологию. И пока одни исследователи говорят о том, что основная причина рака — это мутации в клетках ДНК и от образа жизни и наследственности человека тут мало что зависит, другие призывают не вести сидячий образ жизни, не пить и не курить (естественно), а еще регулярно принимать аспирин (исследования показали, что длительный прием этого препарата способен уменьшить на 30% риск развития некоторых видов рака). Спасает то, что в некоторых пунктах наука всё же определилась: чего не есть, не мазать на себя и других и на какие вирусы регулярно проверяться — тогда и рак, дай-то бог, вас обойдет стороной.

Канцерогены

Мы живем в век химикатов: обычная уборка в доме теоретически может стать опасной для жизни затеей. Обратить внимание на состав средств для уборки дома ученых побудил тот факт, что 80% американок с диагнозом «рак груди» являлись первыми в своей семье, которых поразила эта болезнь. Таким образом, только 5−10% случаев рака груди — это прямой результат отягощенной наследственности. Исследователи также отмечают, что многие химикаты показали способность вызывать опухоли молочной железы в экспериментах на животных. Ученые из Института Сайлент Спринг (Silent Spring Institute) в Массачусетсе решили провести масштабную работу по поиску канцерогенов, которые наиболее опасны для женщин. Для начала ученые выделили 216 химических веществ, которые ранее связывали с опухолями груди у грызунов, а потом идентифицировали 102 вещества, которые, скорее всего, опасны для человека. Команда ученых рассмотрела результаты исследований на животных и сравнила их с результатами исследований рака груди у людей. Это было сделано для того, чтобы понять, насколько результаты опытов на животных можно переносить на человека.

В результате кропотливой работы ученые идентифицировали 17 наиболее приоритетных групп химикатов, которые могут вызывать рак груди у женщин. Самыми страшными триггерами рака груди в окружающей среде являются бензин и продукты сгорания, такие как бензол и бутадиен. Эти вещества присутствуют в автомобильном топливе, табачном дыме и подгоревшей пище. Растворители, такие как метиленхлорид (дихлорметан) и другие галогенизированные углеводороды — это вторая по уровню опасности группа канцерогенов, которые вызывают рак груди. Они присутствуют в промышленных обезжиривателях, специальных моющих средствах и пятновыводителях. Исполнительный директор Института Сайлент Спринг Джулия Броди считает, что химикаты, содержащиеся в средствах для уборки, должны быть еще более тщательно изучены, а лучше и вовсе оградить человека от со столь непредсказуемых веществ:

Джулия Броди:

— Уменьшение химического воздействия могло бы спасти много, много женских жизней. Когда вы говорите с людьми о раке груди, о химическом воздействии вы часто даже не вспоминаете. Работы по изучению химических веществ, вызывающих рак груди, — это всего лишь капля в ведре расходов на борьбу с этим раком.

Сульфаты и парабены

Говорить о них стали не так давно: оказалось, что самые популярные консерванты в косметической, пищевой и фармацевтической отраслях, возможно, тоже вызывают рак. Главная задача этих сложных эфиров — не дать плесени и микробам поселиться в продукте: например, в креме. Как правило, одними парабенами дело не обходится, производители любят сочетать их с другими консервантами — так автоматически продлевается срок годности продукта.

Все началось в 2003 году, когда д-р Ф. Дарбре из Великобритании опубликовала работу, где, в частности, говорилось, что в 18 из 20 образцов злокачественных опухолей груди были обнаружены парабены. И хотя данное открытие не доказывает причинно-следственную связь между использованием продуктов, содержащих парабены, и раком, эта публикация заставила задуматься миллионы потребителей — начались гонения на продукты с этим составом. Дошло до того, что в декабре 2010 года Научный комитет по товарам массового потребления Евросоюза (SCCP) заявил: достаточных оснований, чтобы говорить о вреде пропил- и бутилпарабена нет, но их концентрацию в любой продукции следует снизить с 0,8 до 0,19%. В марте 2011 года Дания стала первой страной, которая запретила добавлять оба этих парабена в товары для детей младше 3 лет. В настоящее время (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента) мир поделился на два лагеря: есть те, кто перешел на сильно подорожавшую натуральную косметику, но есть и те, кто верен давно полюбившимся продуктам вопреки всеобщим страхам.

Organity

Та же история и с сульфатами — солями серной кислоты, которые стали добавлять в косметику еще в 40-х годах прошлого века. Главные виновники всех споров — это лаурилсульфат натрия, SLS (sodium lauryl sulfate) и лауретсульфат натрия, SLES (sodium laureth sulfate). Ульрике Вебер, эксперт концерна Weleda, считает, что ненатуральные сульфаты на основе нефти (как раз эти SLS и SLES) опасны агрессивным воздействием на эпидермис. Ведь нефть — вещество мертвое, и, попадая на кожу или проникая внутрь, она не встраивается в процессы метаболизма, соответственно, и выводится из организма затруднительно. Некоторые исследования показали, что скопление сульфатов может стать причиной онкологических заболеваний, но особенно эти соли опасны для детей и подростков, поскольку способны привести к задержке физического развития.

Соли алюминия

Для блокировки потовых желез в антиперспирантах давно применяют соли алюминия, частое присутствие которых на коже чревато проблемами. Так, после попадания предположительно вредных веществ в организм через лимфоузлы происходят сбои функционирования почек, может развиться рак молочной железы и даже болезнь Альцгеймера. Опять-таки результаты научных исследований не являются точным доказательством опасности хлорида алюминия. Но у ученых существуют подозрения, что регулярное взаимодействие кожного покрова с солями алюминия чреваты проблемами со здоровьем.

AVON

Частички этого металла разрушают эстроген — важнейший для женского организма гормон. Его недостаток провоцирует сбои работы половой и сердечно-сосудистой систем, проблемы со здоровьем кожи и волос, развитие депрессии. Специалисты советуют переходить на натуральные дезодоранты, состав которых полезен, а потозащитные свойства не уступают вредным «собратьям».

Мобильные телефоны

Насчет этого пункта ученые всего мира спорят уже больше двадцати лет. В 2014 году специалисты проекта британского Минздрава MTHR (Mobile Telecommunications and Health Research Programme) реабилитировали мобильные телефоны, заявив, что их электромагнитное излучение негативно не влияет на человека и нам всем можно успокоиться. На исследования тогда потратили огромное количество денег — 13,6 миллиона фунтов стерлингов (22,7 миллиона долларов США, или 800 млн рублей). Однако уже в 2016 году американские коллеги опровергли эти данные. Исследование, на которое американское правительство потратило 25 тысяч долларов, проводилось на 2500 лабораторных мышах. Часть из них подвергли воздействию радиочастотных электромагнитных волн, мощность которых соответствовала излучению от обычного сотового телефона. Учёные обнаружили, что у некоторых животных, подвергавшихся облучению, появились опухоли в мозге (глиомы) и в сердце (шванномы), тогда как у мышей из второй группы эти патологии не были обнаружены. Авторы исследования отмечают, что чем выше был уровень излучения, тем чаще у мышей возникали опухоли.

Пальмовое масло

Являясь одним из наиболее доступных и дешевых видов растительных масел, пальмовое масло применяется в самых разных областях: в первую очередь это пищевая промышленность, а также в косметологии, медицине и даже в производстве стиральных порошков, свечей, мыла. Богатое на каротиноиды, пальмовое масло является одним из сильнейших антиоксидантов, успешно борющихся со свободными радикалами. Именно значительным содержанием каротиноидов объясняется его цвет — от оранжевого до красно-оранжевого. Однако именно в пальмовом масле огромное количество насыщенных жиров — при чрезмерном употреблении это может спровоцировать болезни сердца и сосудов. Кроме того, невысокое содержание линолевой кислоты (лишь 5%) по сравнению с другими видами растительных масел (71−76%) делает пальмовое менее ценным. Ну и, наконец, пальмовое масло — вещество тугоплавкое, что обусловливает сложность его выведения из организма. Его непереваренными остатками залепляются сосуды, ухудшается работа кишечника. Именно поэтому в больших количествах пальмовое масло канцерогенно.

Вирус папилломы человека

ВПЧ — крайне распространенная инфекция, передаваемая половым путём: от 80 до 90% женщин сталкивается с ней в течение жизни. Особенность вируса в том, что в течение многих лет он может никак себя не проявлять, но в итоге привести к развитию заболеваний половых органов — как доброкачественных, например папилломы, так и злокачественных (чаще всего — рак шейки матки, но также возможен рак прямой кишки, влагалища или пениса). Ежедневно в России от рака шейки матки умирают 17 женщин, и исследования неутешительны: частота новых случаев заболевания раком шейки матки в России — 15,9 на 100 тысяч человек. Это выше, чем в Европейском союзе, где показатель составляет 9,6, и в США (всего 6,6 на 100 тысяч человек). Но паниковать не стоит: так как эта инфекция чрезвычайно распространена, велик риск того, что рано или поздно вы с ней тоже столкнетесь. И в этом случае предупрежден — значит, вооружен. Во-первых, существуют прививки от ВПЧ. Во-вторых, активное лечение этой инфекции способно свести болезнь к нулю. Учёные из отделения эпидемиологии Медицинского колледжа имени А. Эйнштейна в Бронксе выяснили, что большинство инфицированных женщин (около 91%) избавляются от ВПЧ без каких-либо медицинских вмешательств в течение двух лет. Именно столько занимает естественное развитие инфекции, вызванной большей частью типов ВПЧ, и двух лет достаточно для того, чтобы активная иммунная система человека полностью избавилась от вируса.

• Всемирная организация здравоохранения считает, что число случаев заболевания раком возрастет в ближайшие 20 лет на 70%.
  • Четыре наиболее распространенных видов рака — легких, груди, кишечника и простаты — составляют 42% всех случаев заболеваний раком во всем мире, по данным проекта Globoscan, который представляет собой базу данных, ведущуюся Международной ассоциацией регистрации рака.
  • Более 60% новых случаев заболевания регистрируются в странах Африки, Азии, Центральной и Южной Америки.