Шокирующий случай произошел на днях в Прикамье. 65-летний мужчина поджег себя на глазах судебных приставов после того, как узнал, что всю его пенсию списали в уплату старых долгов, пишет «КП».
Александр, житель деревни Печатка Березовского района, узнал о своих долгах, когда ему принесли письмо из налоговой. Там говорилось, что мужчина должен государству имущественный налог по предприятию, которое он снял с учета лет десять назад.
— 8 июня мне, как обычно, пришла СМС о том, что начислена пенсия, — рассказывает мужчина. — Я пошел в банкомат, а на карте не то что пенсии нет — минусовой баланс. Получается, приставы списали и те 10 тысяч, что мне пришли, и арестовали все деньги, которые мне будут приходить еще три месяца.
В середине 90-х Александр пробовал заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Взял в аренду 23 гектара земли и начал выращивать пшеницу и ячмень. Все документы оформил, зарегистрировал свое крестьянское хозяйство. Правда, дело не пошло. Пять лет мужчина пытался «раскачать» бизнес, но экономические кризисы так и не позволили ему прочно встать на ноги.
Еще несколько лет мужчина не терял надежды восстановить производство зерновых, поэтому не снимал крестьянское хозяйство с учета в налоговой, но посылал в ведомство отчеты о том, что ничего не заработал. Через некоторое время он все-таки решил поставить точку и официально закрыл предприятие, а единственное имущество крестьянского хозяйства — трактор — продал.
— До выхода на пенсию работал где придется, дрова наколоть помогу, кому забор поправить. Работы в деревне немного, а уехать я не мог, у меня отец — инвалид войны, без руки и ноги, был прикован к постели. Я единственный, кто за ним ухаживал.
Когда осенью прошлого года ему стали приходить письма из налоговой с требованием погасить долг, мужчина растерялся.
— Я столько лет знать не знал про этот долг. А тут вынь да положь! Я и понять-то не могу, откуда такие цифры? Письмо длинное, написано путано, ничего не понятно. Ну, я его сразу и выбросил.
Однако метод игнорирования действовал недолго. В конце мая налоговики получили судебное решение о принудительном взыскании долга и направили его в службу приставов. Было возбуждено исполнительное производство о взыскании более 18 тысяч рублей пени по налогам. У мужчины арестовали всю пенсию на три месяца вперед.
Обнаружив арест пенсии, Александр Васильевич обратился в отдел судебных приставов. Он находится в райцентре, в нескольких десятках километров от деревни, где живет пенсионер.
— Я приехал и спрашиваю: а на что я должен жить, если вы у меня всю пенсию арестовали? А девушка мне отвечает, что я должен был сразу приехать, тогда бы она арест сняла. А как я сразу приеду? Я же не рядом тут живу. Как смог, так и приехал.
Арест с пенсионной карточки приставы не сняли. Мужчина уехал в родную деревню ни с чем. Мужчина до последнего не рассказывал о случившемся даже самому близкому человеку — жене. Терпение лопнуло, когда они с супругой начали обсуждать предстоящее семейное торжество — день рождения младшей внучки. Ей скоро должен исполниться годик. Расстроенный тем, что он не может купить внучке подарок, мужчина взял бутылку бензина и вновь поехал к приставам.
Утром 20 июня он вошел в кабинет местного отдела службы судебных приставов. Одной рукой мужчина начал обливать себя бензином, а в другой руке он держал зажигалку. Сотрудники начали его успокаивать, обещали помочь ему разобраться с его проблемой, но он крикнул: «Мне терять нечего, я ничего платить не буду, лучше умереть», — и чиркнул зажигалкой. Огонь вспыхнул мгновенно. Сотрудники принялись тушить мужчину водой из кулера, потом кто-то сбегал за огнетушителем. Пострадавшего вынесли в коридор, вызвали скорую, пожарных и полицию.
Мужчина получил множественные ожоги второй и третьей степени. Сейчас он находится в больнице. Врачи пока не делают прогнозов о его состоянии и сроках выздоровления. Сейчас во всех обстоятельствах этой истории разбираются сотрудники Следственного комитета.
В Управлении ФССП по Пермскому краю заявили, что действия приставов в этой ситуации были правомерны, а мужчина фактически сам виноват в той ситуации, в которую он попал.
— Судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства должника, находящиеся на банковском счете, в рамках представленных ему законом полномочий. Закон не обязывает судебного пристава-исполнителя уточнять, каково происхождение денежных средств. Поэтому дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от действий самого должника. Если на один из его банковских счетов перечисляются социальные выплаты, он сам заинтересован в том, чтобы как можно быстрее сообщить об этом судебному приставу-исполнителю. Воспользоваться своими правами должник может уже на начальном этапе исполнительного производства, — сообщил журналистам представитель ведомства.
Сейчас из отдела судебных приставов изъяли документы, связанные с этим делом, предстоит экспертиза телесных повреждений мужчины. Кроме того, если потребуется, будет проведено и судебно-психиатрическое исследование самоподжигателя.