В Воронеже пенсионерки массово жалуются в Роспотребнадзор на то, что их «развели» в частных клиниках. Пожилые женщины, сами того не понимая, набрали кредитов на ненужные им услуги. Так, 61-летняя Елена Филипцова пошла на «бесплатную диагностику по губернаторской программе» и взяла кредит на курс спа-процедур за 79 тыс. рублей почти под 40% годовых. Для расторжения договора женщине пришлось нанять адвоката. В конце июня 2017 года суд вынес решение в пользу Елены Филипцовой. А для 62-летней Натальи Тулубенской диагностика обернулась долговым ярмом. Судебные приставы наложили арест на пенсию женщины. Ее долг — почти 100 тыс. рублей.
Обе пенсионерки стали жертвами клиник на воронежской улице Среднемосковской: Городского центра коррекции фигуры и аппаратной косметологии № 1 (юрлицо ООО «Форум 3») и Областной клиники флебологии и сосудистой хирургии имени Вишневского (ООО «Алия»). Как пожилые воронежцы попадают в ловушку клиники, разбиралась обозреватель РИА «Воронеж».
История Елены Филипцовой
— В декабре 2016 года у меня заболели ноги. Я сходила в свою поликлинику, а там развели руками: «Возраст, что ж поделать?» Но ноги болели нестерпимо. И тут мне позвонила женщина, которая представилась сотрудником областной клиники флебологии и сосудистой хирургии имени Вишневского. Она назвала меня по имени и отчеству, пригласила на бесплатную диагностику, — вспоминает Елена Филипцова.
Женщине сообщили, что под Новый год клиника дарит пенсионерам подарки. Елене пообещали диагностику на новейшем оборудовании и сказали о возможности бесплатного лечения уникальными методами.
— От боли я готова была лезть на стенку и поверить в любое чудо. Я записалась к ним на прием 4 января 2017 года, — рассказывает Филипцова.
Пациентку заботливо встретили в офисе клиники, располагавшейся в новом фешенебельном здании по улице Среднемосковской, 1-д.
— Меня сопровождала племянница, но ее со мной в кабинет не пустили. Я сама сказала врачу о больных ногах. Мне задавали много вопросов, среди них — брала ли я когда-нибудь кредит. И тут я стала странно себя чувствовать, — вспоминает пенсионерка.
По словам женщины, на вопрос, надо ли оплачивать лечение, доктор не ответила, сменив тему разговора.
— Потом мне вынесли пакет документов. Я надела очки, но так и не смогла разобрать текста. Торопили: «Просто распишитесь, что вы согласны с условиями лечения в нашей клинике». Я вписала свои паспортные данные и подмахнула договор, не читая, — признается Елена Филипцова.
Только дома женщина ознакомилась с подписанным договором:
— Мне назначили комплекс процедур сроком на два года. Фитобочки, косметические процедуры, за которые я должна была ежемесячно платить по 4,5 тыс. рублей. О ногах ни слова! Итоговая сумма кредита — 78 тыс. рублей под 39% в банке «Восточный». Первая моя оплата должна быть 4 февраля 2017 года.
Женщина бросилась в клинику расторгать договор. Спустя почти месяц юристы клиники дали Филипцовой свидетельство о расторжении контракта.
— Мы отправились в банк с этим документом, заверенным печатью. В банке обещали разобраться, — говорит Филипцова.
Но 4 февраля представители банка начали требовать пенсионерку погасить кредит.
— Ежедневно раздавались по 10 звонков, мне грозили коллекторами. Я попала в больницу с нервным срывом, — вспоминает Елена.
По документам пенсионерка сама заключила кредитный договор с банком. Но поскольку средства были перечислены не ей, а сразу клинике Вишневского (по документам ООО «Алия»), адвокат направил фирме претензию с требованием незамедлительно погасить кредит женщины, пригрозив обращением в суд. В фирме ответили, что «все свои обязательства выполнили», и указали номер платежного поручения. Но в полученном документе были ошибки в имени, отчестве пенсионерки и в номере ее кредитного договора. Разумеется, кредит, который числился за ней, погашен не был. В конце марта адвокат женщины обратился в Коминтерновский райсуд с иском о взыскании денег, которые были перечислены ООО «Алия» по заключенному с банком «Восточный» кредитному договору. Суд наложил арест на заявленную сумму в 140 тыс. рублей (кредит, проценты и судебные издержки). По словам адвоката, клиника поняла, что намерения у Филипцовой серьезные, и добровольно вернула деньги.
История Натальи Тулубенской
— Я пошла за пенсией 6 июля 2017 года и обомлела: мне прислали только половину — 6 тыс. рублей. Пошла разбираться в Пенсионный фонд. Тамошняя сотрудница выдала постановление от судебных приставов о том, что я должна банку «Русский стандарт» 93 тыс. 944 рубля. Мировой суд вынес решение в пользу банка, а 24 мая 2017 года передал его на исполнение приставам Ленинского района, — рассказала Наталья Тулубенская.
Пенсионерка побежала разбираться в прокуратуру Ленинского района, где, по словам Натальи, ей заявили: «Ваша подпись на кредите? Значит, все по закону».
Женщина живет с сыном-инвалидом по ДЦП. После того как лишилась половины пенсии, даже проезд в маршрутке стал для семьи роскошью.
История со злополучным кредитом произошла 10 июня 2016 года. В этот день Наталье Тулубенской позвонили на сотовый, назвали по имени и отчеству. Предложили пройти «бесплатное медицинское обследование по губернаторской программе», назвали адрес: Среднемосковская, 1-д, третий этаж, офис 1.
— У меня незадолго до этого погиб старший сын, и я была в плохом состоянии. Думаю, узнали. Наверное, помочь хотят. И пошла, — вздыхает бабушка.
Пенсионерке понравились красивое здание, вежливый персонал, любезное обращение:
— Ко мне вышла женщина в белом халате, назвалась врачом Ириной и повела в кабинет без окон и дверей. Она включила компьютер и стала проводить диагностику. Мое состояние удручило доктора, и она меня успокаивала: «Мало ли, что у вас сын погиб, но ваша-то жизнь продолжается. Нужно о себе заботиться».
По словам Тулубенской, ей стало душно, и доктор пошла за стаканом воды. После этого пенсионерка, по ее выражению, «поплыла»:
— Меня повели в другой кабинет, где на голову надели какой-то шлем. Сказали: «Лечебный массаж головы». Когда я сняла шлем, была будто не в себе. «Мы сейчас с вами подпишем документы, определим программу и будем с вами работать», — сказала мне доктор. По поводу оплаты ответила: «Для вас, пенсионеров, у нас отличные скидки». И я, как зомби, стала подписывать все, что мне подсунули. Меня еще по телефону предупредили, что с собой надо взять полис и паспорт. Я и записала свои паспортные данные в подсунутые бумажки.
Дома женщина прочитала подписанное и расплакалась.
— На меня повесили кредит в 75 тыс. рублей под 36% у банка «Русский стандарт». Прочитала и визитку, которую сунули: «Городской центр коррекции фигуры и аппаратной косметологии № 1». Господи, где я, а где косметология?
Наутро бабушка побежала в медцентр, чтобы расторгнуть договор.
— Меня туда уже не пустили — вызвали охранника и вытолкали в шею. «Все в отпуске», — сказали. Я ходила неделю — бесполезно, — говорит пенсионерка.
Через месяц женщину приняла замдиректора центра, которая назвалась Натальей Валерьевной.
— Она меня стала утешать, пообещала, что уменьшит процент кредита. Я отказалась и написала заявление о расторжении договора на оказание услуг в связи с материальными проблемами. Наталья Валерьевна поставила на нем свой штамп, и я пошла домой — уверенная, что кредита на мне нет, — вспоминает пожилая женщина.
А в сентябре, по словам Натальи Ивановны, ей стали звонить представители банка:
— Я думала: никакими услугами я не пользовалась, кредит с меня сняли, чего мне беспокоиться-то? И сбрасывала звонки. А потом звонки и вовсе прекратились.
О том, что договор не расторгли, а проценты по кредиту растут, пенсионерка узнала лишь 6 июля 2017 года.
— Оказалось, что банк подал на меня в суд. Судья без моего участия вынес решение о взыскания с меня половины пенсии! А мне даже не прислали судебного решения, — возмущается пенсионерка.
Тулубенская вернулась в клинику, где ей навязали кредит:
— В прошлом году у них был один этаж, и назывались они «Городской центр коррекции фигуры и аппаратной косметологии № 1». Теперь два этажа и название «Областная клиника флебологии и сосудистой хирургии им. Вишневского». Разрослись они. Их состояние растет за счет таких, как я!
Женщина смогла отыскать ту самую Наталью Валерьевну.
— «Почему раньше не приходили?» — сердито приветствовала она меня и послала к их юристу Армену Сергеевичу. Он пообещал вернуть сумму моего долга, чтобы я ее заплатила приставам. Пообещал, но прошло уже три недели — и ничего, — рассказала Наталья Тулубенская.
Как отмечают психологи, недобросовестных менеджеров, работающих в таких центрах, учат манипулировать сознанием. Манипулятор всегда торопит, показывает, сколько вы всего потеряете, если не купите что-то прямо сейчас. Всегда следует брать паузу на день или два. За это время вы сможете собрать информацию о том же медучреждении из независимых источников и принять рациональное, обдуманное решение. В основном такие клиники работают «работает» с людьми исключительно предпенсионного и пенсионного возраста. С теми, у кого критический взгляд на вещи, мягко говоря, ослаблен.
Доверчивым гражданам «втирают» не только необходимость использовать предлагаемые услуги, но и финансовые выгоды такого сотрудничества. Так, к примеру, стоимость услуг в размере 230 тыс. рублей уменьшается до 78 тыс. при условии заключения кредитного договора здесь и сейчас. Не совсем понятно, почему правоохранители этого не замечают, а суды игнорируют потерпевших за «отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям». Воронежцы жаловались в полицию на деятельность частных клиник, что им навязывались кредиты под большой процент на оказание услуг. Но уголовные дела по таким фактам не возбуждались, потому что полицейские не усмотрели в них состава преступления.