Ребекка Лолосоли из Кении чуть не умерла от ужасных осложнений после того, как ее половые органы были искалечены в возрасте 12 лет. Тогда она решила бежать из своей деревни. Она создала место, где любая женщина может найти себе убежище, а проживание мужчин запрещено.
Всю свою жизнь Ребекка борется за права женщин, после того, как ей сделали «женское обрезание». Она выжила только потому, что находилась рядом с больницей. Для окончательного восстановления ей приходится регулярно переливать кровь. Эта практика — одна из многих форм ужасающего злоупотребления мужчин из племени Сумбуру. Сейчас Ребекке 53 года, но она хорошо помнит, каково это — подвергаться насилию со стороны мужчин.
— Когда я была ребенком, то видела столько разных надругательств над женщинами и девушками. Вы можете быть убиты в любое время. Если муж хочет убить вас, то он может это сделать. Мы не имели права выбирать своих мужей. Не имели права хоть чем-нибудь владеть. По сути, мы не имели права жить.
То, что она пережила, вдохновило ее на создание мира, где девушки могли бы избежать злоупотреблений со стороны мужчин.
Теперь Ребекка — старшина деревни Умоджа, которая находится в 6 часах езды от столицы Кении Найроби. В деревне живут 48 женщин, а мужчины не допускаются вовсе, за исключением наемных работников.
Умоджа на языке суахили значит «единение». Деревня была основана 27 лет назад Ребеккой и еще 14 женщинами, которые надеялись, что они смогут дать другим девушкам и женщинам убежище от ужасов, которые, к сожалению, до сих пор являются неотъемлемой частью их культуры. В пример можно привести детские браки, женское обрезание, изнасилования, отсутствие возможности получить образование.
— Мы не строили деревню по принципу «женская деревня без мужчин». Просто хотели создать убежище. Это имя дали нам мужчины, для них это как ругательство, — поясняет Ребекка.
Права женщин по-прежнему остаются больной темой для Кении, хотя законы страны сильно изменились, традиции все еще сложно поменять. Так, в 2011 году законом был запрещен детский брак, но это до сих пор практикуется во многих общинах, где девочки в возрасте 6 лет могут быть замужем за мужчинами на 40 лет их старше. Калечащие операции на половых органах также противоречат законодательству страны, но подобные практики являются нормой в Кении. Еще в 1990 году в правительстве поднимался вопрос об изнасилованиях, но закона об ответственности пока нет. В кенийском обществе считается, что изнасилованная женщина — грязная женщина. Ее отвергает семья и мужья.
Ребекка и ее сподвижницы решили создать место, где рождение девушкой не означает прохождение семи кругов ада. Они добились получения клочка сухой земли через Министерство культуры и социальных услуг Кении, на котором и построили деревню, где права женщин не нарушаются.
Сегодня деревня оказывает поддержку женщинам, которые хотят защититься от насилия и продолжить свое образование. Она помогает им стать экономически независимыми.
В обычной деревне в Кении мужчины садятся в круг, чтобы принять важное решение, женщинам на такое собрание доступ закрыт. В Умодже тоже есть такое собрание: в нем может принять участие любой желающий. Жители деревни ни от кого не зависят экономически. Они занимаются сельским хозяйством и народными промыслами, чтобы обеспечивать себя и своих детей.
Основой их экономики является бисероплетение. Женщины делают красивые, красочные ювелирные изделия, которые являются частью традиционный одежды их нации. Украшения они продают туристам. Они также получают небольшую прибыль, проводя экскурсии по своей деревне.
На своей земле женщины открыли школу, в которой разрешили учиться детям из других деревень. Более опытные женщины села Умоджа рассказывают другим женщинам об их правах и просвещают в отношении важных вопросов.
Мужчинам не позволено жить в деревне, но иногда их нанимают, чтобы помочь с тяжелой работой. Их пускают только в том случае, если они обещают соблюдать установленные правила.
Правда, женщины признаются, что они используют мужчин, чтобы иметь детей. Девушки из села часто встречаются с парнями из других деревень, а потом самостоятельно воспитывают детей либо покидают деревню.
Эта деревня стала источником надежды для всех кенийских женщин, которые живут как граждане второго сорта. История вдохновляет их на защиту своих прав. В стране появились другие подобные деревни, где женщины устанавливают свои правила.
Но, конечно, этим храбрым кенийским женщинам пришлось заплатить за это определенную цену. Недавно три женщины отдали свои жизни, когда боролись с бандитами, напавшими на деревню. К сожалению, это обычное явление в этом регионе. Остальные жители страны считают их предателями.
Они часто страдают от атак злоумышленников, поэтому сейчас по очереди защищают свои дома по ночам. Они не сдаются.
— Я думаю, что эта деревня будет продолжать существовать в течение долгого времени, потому что женщинам нужно место, куда можно пойти, если у тебя проблемы. Борьба за женские права навсегда в наших сердцах, — заканчивает рассказ Ребекка.