Виновниками аварии, в которой пострадал командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков и погиб водитель легкового автомобиля, вопреки официальной версии, могут оказаться сами военные. Об этом пишет «Газета.ру». В настоящее время (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента) эксперты утверждают, что сопровождавшая колонну машина Военной автоинспекции даже с включенными спецсигналами не имела права обгонять автомобили по встречной полосе. Однако информацией о возбуждении уголовного дела по факту смертельной аварии СМИ пока не располагают.
Как рассказал изданию председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, причиной громкой аварии в Мурманской области могло стать грубое нарушение правил сопровождения кортежа водителем автомобиля Военной автоинспекции.
— Дело в том, что существует инструкция о порядке сопровождения автомобилей, утвержденная приказом МВД, в которой говорится, что водитель автомобиля сопровождения не имеет права отступать от некоторых положений ПДД, даже если он едет с включенным спецсигналом и сиреной. Это некое изъятие из ПДД. В частности, запрещается отступать от правил обгона. На видеозаписи аварии же я видел, что водитель сопровождающей машины пересек сплошную и стал совершать обгон на большой скорости. Он не только нарушил ПДД, но и отошел от инструкции.
По словам эксперта, утверждать о виновности водителя микроавтобуса, который следовал в колонне и в котором находился Серюдков, однозначно нельзя. Он ехал за машиной сопровождения и следил за ее маневрами.
Похмелкин уверен, что погибший автомобилист на Chevrolet абсолютно не виновен в аварии, так как он в той ситуации абсолютно ничего не смог сделать. Движение автомобилистов заявило, что готово оказать его семье юридическую помощь в случае необходимости.
Руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «МастерКласс» Алексей Колонтай также придерживается мнения, что в аварии виноваты прежде всего сотрудники ВАИ, а точнее, тот, кто сидел за рулем автомобиля сопровождения с включенными спецсигналами.
— Тот, кто находится за рулем автомобиля со спецсигналом, не должен подвергать опасности других участников дорожного движения. Если авария произошла на встречной полосе, виноват водитель, который на нее выехал вопреки ПДД. Тем более командующий ВДВ — чиновник категории А, сопровождавшие его водители обязаны были обеспечить его безопасность.
Как следует из официального комментария Минобороны, который появился только через четыре дня после инцидента, виновником аварии мог стать водитель Chevrolet, который якобы не справился с управлением и влетел во встречный микроавтобус. На появившихся в Сети записях с видеорегистраторов очевидцев видно, что авария произошла в тот момент, когда колонна автомобилей военных обгоняла машины, находившиеся на трассе, пересекая при этом сплошную линию разметки. Водителям проезжавших мимо по встречке автомобилей даже приходилось съезжать на обочину, чтобы пропустить колонну.
Между тем петербургский эксперт по расследованию ДТП Евгений Тюлькин заявил «Фонтанке.ру», что объективная вина за аварию лежит на водителе Lanos.
— Препятствий для обзора нет, спецсигналы нельзя не заметить. Необходимо снизить скорость, прижаться вправо, пропустить спецтранспорт и сопровождаемые им автомобили. Вместо этого делается маневр влево. Полагаю, он совершен на инстинкте — в целях уберечь себя от столкновения с попутным транспортом, подставив под удар правый передний угол своего авто.
Правда, он также предложил дождаться данных расследования и экспертиз.
Еще один эксперт — председатель петербургского отделения организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов обратил внимание на движение ВАИ с маяками красного и синего цветов. Согласно пункту 3.1 ПДД, это значит, что кортеж не выполнял неотложное задание (как изначально считалось), а двигался в составе сопровождения.
— Отступать от правил в таком случае могут и автомобили, которые идут в колонне, — уточняет специалист.
По мнению Холодова, Lanos не имел права уходить в сторону — это либо нарушение пункта 10.1 (при возникновении опасности водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки), либо 12.4, запрещающего обгонять через сплошную линию разметки. По словам эксперта, водитель головного автомобиля сопровождения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, но его нарушения не состоят в прямой причинно-следственной связи со столкновением.
В одном из микроавтобусов, который и попал в аварию, находился командующий ВДВ Андрей Сердюков. При этом информация о том, что в ДТП пострадал высокопоставленный военный, появилась лишь спустя некоторое время после происшествия. До этого военные и другие официальные службы никак ЧП не комментировали.
Сам Сердюков и сопровождавшие его военнослужащие — генерал-майор Владимир Кочетков, полковник Олег Смыковский, старшина Андрей Батаев — получили различные травмы и были доставлены в госпиталь. У командующего ВДВ медики диагностировали сочетанную травму головы и перелом нескольких позвонков. По сообщению СМИ, сейчас его состояние оценивается как удовлетворительное, жизни генерал-полковника ничего не угрожает.
Пострадали и пассажиры Chevrolet — 39-летнюю женщину госпитализировали в Мурманскую областную клиническую больницу. В медучреждении рассказали, что она находится в удовлетворительном состоянии. Еще двоим находившимся в салоне подросткам 16 и 17 лет медицинскую помощь оказали абмулаторно. Водитель же автомобиля, как ранее сообщалось, скончался в машине скорой помощи. В настоящее время (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента) расследование этого ДТП продолжается.