Скандал Школьник из Нового Уренгоя оказался в центре скандала после того, как в Бундестаге выразил сочувствие погибшим в плену немецким солдатам

6 995

19 ноября делегация учащихся из гимназии Нового Уренгоя выступила в германском парламенте — Бундестаге, где проходил Всенародный день скорби по жертвам войны и тирании. В частности, 16-летний Николай Десятниченко зачитал доклад о немецких солдатах, которые «не хотели воевать и страдали от нечеловеческих условий содержания» в советском плену. Школьник разыскал информацию о солдате Георге Йохане Рау, в поиске данных ему помог Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями.

Георг сражался с советскими войсками в Сталинградской битве, будучи солдатом ПВО. Николай рассказал, что он был «невинной жертвой», попав в «сталинградский котел» и умерев от «тяжелых условий плена». По мнению юноши, Георг, а также многие солдаты Вермахта «хотели жить мирно и не желали воевать».

Николай Десятниченко:

— Георг был одним из 250 тысяч немецких солдат, которые были окружены Советской армией в так называемом сталинградском котле. После прекращения боев он попал в лагерь для военнопленных. Только 6 тысяч из этих военнопленных вернулись домой. Георга среди них не было. История Георга и работа над проектом тронули меня и подтолкнули на посещение захоронений солдат вермахта вблизи города Копейска. Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка, участник войны, который был командиром стрелковой роты.

Выложенное в Интернет видео выступления возмутило Рунет. Комментаторы назвали его «диверсией» и призвали к «100 часам принудительного просмотра документальных фильмов о зверствах фашистов».

Ridus

Однако критика вылилась не только на мальчика, но и на его педагогов. Сайт гимназии Нового Уренгоя после начала скандала внезапно перестал работать, а компрометирующий пост про жертв войны и тирании был удален из паблика учебного учреждения. Елена Кукушкина, депутат законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, обратилась к руководству гимназии, а также в региональную прокуратуру и департамент образования. Депутата возмутила лексика, которую употребляли школьники в отношении немецких солдат:

Елена Кукушкина:

— Меня больше волнует не этот мальчик, а кто курировал его проект. Вот что меня поразило больше всего: в этом докладе к немецким захватчикам применяются такие слова, как «сражались», «павшие солдаты в боях», «так называемый сталинградский котел»… Манера, подача самого доклада поразила. Эти вещи нужно в корне пресекать. Мы так дойдем до того, что предложим пересмотреть итоги Великой Отечественной войны.

Екатеринбургский блогер Сергей Колясников обратился в ФСБ, Генпрокуратуру и администрацию президента с заявлением. По словам Колясникова, школьник в своем выступлении «реабилитирует нацистских преступников».

Учитель немецкого языка новоуренгойской гимназии Людмилы Кононенко, которая преподает у Десятниченко, потребовала «не травить юношу, а вместо этого ознакомиться с полной версией его доклада». По ее словам, из документа следует, что «у каждого солдата, в том числе немецкого, была своя судьба, семья, горести и радости, и не каждый из них хотел идти на войну и убивать».

Иван Костогриз, глава Нового Уренгоя, тоже вступился за юношу, заявив, что тот «поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно».

Иван Костогриз:

— Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых.