- Ойген и Луиза Мартенс эмигрировали из Омской области в Германию в начале 90-х годов, там познакомились и поженились. У пары родилось десять детей.
- Недовольные половым воспитанием в немецких школах, супруги решили навсегда переехать в Россию, в сибирское село. Семья живет в полуразрушенном доме, и перспективы у нее не самые радужные.
- — Я проехал по деревням, сплошь и рядом разруха! — с ужасом говорит глава семьи.
В село Кыштовка Новосибирской области переехала из Германии семья семья Луизы и Ойгена Мартенс с десятью детьми. Как сообщает «Радио Свобода», супруги вернулись на родину, потому что были недовольны сексуальным просвещением в немецких школах. Луиза и Ойген Мартенс были активными участниками движения «обеспокоенных родителей», протестующих против сексуального воспитания, участвовали в митингах протеста и в конце концов решили вернуться в Россию, откуда уехали еще в начале 90-х годов. На родине их ждала та же разруха, что и в 90-х.
В Кыштовке Мартенсов поселили в полуразрушенный дом.
—В этом доме уж два десятка лет никто не жил, как начальник хлебоприемного пункта уехал. Конечно, выстужено, дыры кругом. Эти Мартенсы хоть бы предупредили — может, подобрали бы что получше. Быстро же так не делается. А то друзья им какие-то подсказали, вселились сами с десятью-то ребятишками.
Мартенсы даже не привезли с собой вещей, хотя приехали навсегда. Свой коттедж в небольшом немецком селе они продали. Большую часть денег от продажи пришлось отдать в счет кредита. Так что в Россию Мартенсы вернулись без большого капитала. Но куртки и валенки купить пришлось: морозы в Новосибирской области стоят за 30 градусов.
Теперь каждый день Мартенсы ходят с саночками за водой на колонку, разгребают снег, колют дрова, складывая их в сени, чтобы не отсырели. Но в доме все равно холодно: сквозит через щели в рассохшихся половицах, дует из-под крыши и окон, печка требует чистки.
Программа «Соотечественники», по которой Мартенсы и переехали в Россию, не предусматривает получение денег на жилье. Мартенсы получили «подъемные» — 20 тысяч рублей на участника программы и по 10 тысяч на каждого члена семьи. Но тратить боятся: возможно, придется перебираться в другую область. Как выяснилось, жизнь в российской глубинке не такая радужная, как им представлялось.
—Я проехал по деревням, сплошь и рядом разруха! Такое ощущение, что в райцентре стоят в ряд всякие администрации, где очень много начальников, а вокруг все разваливается. Ведь местные власти сидят на посту, чтобы делать все возможное для развития района, значит, и результаты такие же должны быть. Это в любой стране так! Но стоит войти в диалог с людьми, и картина проясняется: они мне, чужестранцу, жалуются, как им плохо, как самовольничает власть. Познакомился с человеком, который приехал из страны бывшего Союза по такой же программе. Но ему выплатили только часть денег, говорят, остальное кончилось. Это по государственной программе! Люди ничего не могут сказать хорошего о власти, хотя голосуют за нее, потому что не видят альтернативы. Но все равно ведь надо пытаться что-то изменить!
Выясняется, что фермерством, о котором поначалу мечтал мужчина, заняться не так то просто.
—Лето короткое, чтобы заготовить корма, требуется хорошая техника. Нам объяснили, что надо сначала иметь хотя бы 30 миллионов рублей на ее покупку. У нас столько нет, а кредиты в банках под 25 процентов — это невозможно! А земли много, бурьяном зарастает. В Краснодаре по два урожая снимают за год, но там, говорят, всю землю уже раскупили.
Ойген, который уже называет себя Евгением, мастер, работал в Германии столяром, может делать красивую мебель. Мужчина думает открыть в селе столярное производство Местные власти сомневаются: людей в Кыштовском районе совсем мало, кто будет покупать? Народ старается уехать из района, где плохо с работой, не развивается экономика, — это лидер области по убыли населения. Перед Великой Отечественной войной здесь было 250 населенных пунктов, в которых жили 58 тысяч человек. Теперь осталось 14 с половиной тысяч на 54 села.
Жители села уверены, что и Мартенсы у них не задержатся. Тем не менее документы на получение гражданства Мартенсы уже подали. Евгений и Луиза из семьи баптистов, но в общину не входят. Как признаются супруги, они христиане и живут по Библии. В России они намерены не отдавать детей в школу, а учить их самостоятельно.