Из жизни «Ты можешь зайти за скрещенные копья и тебя замочат голые чуваки. Вот такая романтика». Россияне год жили среди индейцев

4 159

Фоторепортер Александр Фёдоров и журналистка Елена Срапян год назад улетели в Латинскую Америку работать над авторским проектом о жизни амазонских племен. За это время они побывали в 12 странах. Пара посетила самые отдаленные уголки региона, в которые туристы не решаются заглядывать. Из путешествия они привезли красочные фотографии коренных жителей материка и увлекательные истории о их быте. Александр с Еленой рассказали «Афише Daily», как подружиться с индейцами, что делать, если вас грабят, и сложно ли сочетать работу и романтику.

Александр по образованию инженер-технолог, но с работой не сложилось, и он стал фотографом-фрилансером. Путешествовал по миру и продавал журналам свои снимки. Во время поездки по Азии он познакомился с Еленой. Она работала журналистом и мечтала побывать в Латинской Америке. Общие интересы сблизили их. Вернувшись домой, пара занялась изучением испанского.

Когда у Елены на работе начались проблемы с финансированием, их больше ничего не держало дома. Больших сбережение не было, но решили, что заработают во время путешествия на путевых заметках. Сначала планировали уложиться в полгода, но вскоре стало понятно, что и года едва хватит.

— За год мы побывали в 12 странах: Куба, Мексика, Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Перу. Я удивляюсь тому, что мы тратим всего месяц на каждую страну — иногда больше, но все равно это ничто. Сейчас мы заложили на путешествия еще полгода, но и полтора года в Латинской Америке — это безбожно мало, особенно если ты работаешь.

Интерес к племенам Аризонии возник уже на месте. В Колумбии они наткнулись на книгу Уэйда Дэвиса «One River», на русский она не переведена. Дэвис писал о племенах Амазонии, которые он посещал.

— Мы ухватились за эту тему и начали думать, куда мы можем поехать. Параллельно мы нашли сайт orinoco.org, посвященный племенам, которые живут на реке Ориноко. Так мы узнали, что, во-первых, там есть то, что нам нужно, а во-вторых, туда можно попасть, потратив совсем немного денег.

Есть река и торговцы, которые по ней плавают. Мы поняли, что у нас есть возможность попасть к действительно далеким племенам в горах — это казалось очень классным приключением. И мы поехали к племени яномами.

В Амазонии много племен, которые вышли на контакт только в XX веке, и у каждого из них своя история. Многие из них живут изолированно, преимущественно в сельве или в горах. С ними никто не контактирует, потому что это запрещено. Они не жалуют чужаков, более того, европейцы — переносчики болезней, к которым у местных нет иммунитета. Примечательно, что во время колонизации большинство индейцев умерли от болезней, которые мы им принесли, а не в результате убийств.

Никто не знает, что происходит в скрытых от наших глаз селениях. Никакого гражданства у них нет — они живут в джунглях, и их никто не беспокоит, кроме браконьеров и нелегальных добытчиков ресурсов. Здесь до сих пор развит натуральный обмен, бензин ценится выше валюты.

— На Ориноко развит натуральный обмен, потому что в стране раздрай, а местная валюта обваливается каждую секунду. Ценятся сигареты и особенно бензин — хотя он ничего не стоит на основной территории, на реке его вообще нет. Кстати, когда проезжаешь посты, приходится сливать понемногу военным — они всегда придумают, как об этом попросить. И если, например, хочешь рыбки, покупаешь ее тоже за бензин.

Денег на услуги перевозчиков у пары не было, поэтому они налаживали с местными отношения и плыли попутчиками. Останавливались в небольших деревнях, расположенных вдоль реки. В одной из них познакомились с американцами.

— Там целая улица американцев — муж, жена, их дочь, а также родственники. Главный американец родился в поселке Тама-Тама на реке Ориноко и отлично говорит на яномами — его родители были одними из первых миссионеров, так что у него двойное гражданство. Его вторая жена — венесуэлка. Только поэтому они еще живут там: в 2006 году всех остальных американских евангелистов-миссионеров из страны выгнали, а они как венесуэльцы по рождению смогли остаться. Он обустроил себе дом — ты туда заходишь и прямо из Венесуэлы попадаешь в Соединенные Штаты. Там безлимитный Интернет — очень быстрый, спутниковый. У них огромная кухня, сковородки, все очень красиво. Периодически он заказывает себе частный самолет, который возит ему продукты. Там столько еды, сколько на 500 километров вокруг не достать. Индейцы голодают, а тут заходишь, и тебе говорят: «Мы сегодня готовим пасту болоньезе».

Вместе с ним Елена и Александр отплыли в поселок, в который изначально направлялись. Там они поближе познакомились с яномами. Это племена, которые живут в районе хребта Серра-Парима на границе Венесуэлы и Бразилии. С ними вышли на контакт в прошлом веке, но информации в книгах о них немного. Вот что рассказал Александр о их быте:

Александр Федоров:

— Яномами небольшого роста, они светлокожие и светлоглазые — у них почти желтые глаза. Они очень гордые и независимые, живут достаточно далеко от других племен.

Яномами много смеются. Со стороны кажется, что у них очень веселое общество. Иногда думаешь, что оно даже счастливое, но понимаешь, что, с другой стороны, там тяжело и депрессивно. Яномами очень мало едят и очень мало спят — всего по три часа в сутки, причем урывками. Для них сон — это показатель слабости, а там надо быть сильным. У них серьезная нехватка еды: мало рыбы, диких животных. В основном они выращивают горький маниок и делают из него лепешки. В маниоке содержится цианид, который надо выпаривать: его трут, высушивают, жарят, делают все, чтобы избавиться от влаги. Если ты просто сваришь и съешь горький маниок, ты почти сразу умрешь.

Яномами, у которых мы были, охотятся с луком. У них нет возможности купить ружья, они живут, как в постапокалипсисе. Сейчас у них полуразрушенные школа и больница. Иногда туда приезжают врачи, но на самом деле это стажеры, которые проходят практику. На свои каменные дома или просто на деревянный остов местные натаскивают какие-то стремные металлические листы, которые потом ржавеют. Выглядит это все упадочно.

Яномами достаточно индифферентны. У них есть идея, что каждый должен стоять сам за себя. Например, если ты не можешь найти себе еду и голодаешь, то либо тебе поможет ближайший родственник, либо ты умрешь. Причем, если ты умрешь, все реально придут плакать на твои похороны. Такой ритуал. И это все нормально уживается в их голове: ты умираешь, потому что не конкурентоспособен.

Еще одно племя, с представителями которого путешественники провели немало времени, — ваорани. Внешне они сильно отличаются от субтильных яномами, даже женщины этого племени физически очень сильны. Они живут в Эквадоре. Первый контакт с ними в 60-х годах закончился неудачей. Индейцы убили миссионеров. С тех пор многое изменилось. Цивилизация все же проникла в жизнь сопротивлявшихся до последнего ваорани.

— Сейчас все изменилось: в поселках ваорани работают школы, а кое-где — врачи. Еще у них есть двухстороннее радио, и это единственный способ связаться с кем-то из внешнего мира. У них есть несколько каналов: например, каналы с Министерством здравоохранения и военными. Но, как правило, они используют все эти каналы, чтобы просто потрындеть друг с другом.

Но не все изменились. До сих пор осталось 2 клана, готовых решить все конфликты насилием, один из них — тароменане. Национальный парк Ясуни поделили между собой нефтяные компании, и неконтактные ваорани не понимают, в чем проблема — убить нефтяника. Они убивают всех, кто посягает на их территорию. «Это одна из причин, по которым мы любим индейцев: в современном мире ты можешь зайти за скрещенные копья и тебя замочат голые чуваки. Вот такая романтика», — прокомментировал суровые нравы местных Александр. В продолжение разговора о традициях племени он рассказывает жутковатую историю:

— В 2013 году была свадьба двух ваорани: на праздник пришли тароменане и убили обоих. По оставленным в телах копьям все поняли, кто это сделал. Племя, в котором убили двух человек, развитое — там все ходили в школу, живут в каменных домах. В общем, обычные люди. Но они накупили себе ружей, пошли в лес, нашли первых попавшихся тароменане и перебили всех, то есть около 20 человек. И был страшный момент, когда они убили мать на глазах у двух ее маленьких дочек, а детей забрали с собой. Девочек разделили, а младшую забрал себе человек, который убил ее мать. Правда, потом государственники ее отобрали и переселили в другую деревню. При этом к обеим девочкам племя относится очень хорошо. Старшей, например, строят дом. Недавно она сломала ногу, и мы видели, как ее привезли из больницы вертолетом: вышла девочка в белых кедах, розовой маечке, джинсах, с рюкзачком. То есть та самая девочка из неконтактного племени, которую забрали пять лет назад. Это взрывает мозг.

У индейцев до сих серьезные проблемы с адаптацией к современному миру. Они не понимают, насколько пластик и другой бытовой мусор опаснее привычного компоста, а ружья с динамитом — стрел. Они ходят на рыбалку со взрывчаткой и радуются, когда умирает сразу много рыбы. Их не волнует, что другим поколениям ничего не останется, главное — сейчас изобилие. И при этом каждый в общине искренне добр к другому. Совершенно непонятные нам противоречия.

В планах у пары посетить еще три племени в Перу, Колумбии и Бразилии, а пока они ведут переговоры с несколькими российскими галереями. Александр с Еленой хотят показать соотечественникам, как живут амазонские индейцы, сохранившие свои традиции, несмотря на колонизацию, эпидемии и насаждение чужих культурных ценностей.