Экспертиза Золотые раковины и кожаная кровать: как выглядит внутри борт № 1, который перевозит российских президентов. В народе его называют «летающий дворец»

46 973

Перевозку воздушным авиатранспортом всех должностных лиц России обеспечивает специальный летный отряд «Россия». Сегодня есть шесть специальных самолетов, перевозящих главу российского государства и главных министров. Планируется, что к 2018 году их количество увеличится еще на два. Что же внутри у самолетов, перевозящих первых лиц нашего государства? Тут есть на что посмотреть.

С 1996 года основным президентским самолетом является Ил-96−300ПУ — модифицированный вариант пассажирского Ил-96. Две буквы в аббревиатуре означают «пункт управления». Аппарат оснащен оборудованием, позволяющим управлять вооруженными силами в случае ядерного конфликта и имеет увеличенную дальность без дозаправки. Первый самолет подобной модификации использовался тогдашним главой государства Борисом Ельциным с 1996 года. На этом же аппарате некоторое время пришлось полетать и президенту Путину .

Новый самолет для Владимира Путина был построен в 2003 году. На борту имелось три бара, комната отдыха с двумя кроватями и рабочий кабинет площадью 10 квадратных метров. В 2010 году Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал президентский пост, заявил о своем намерении расширить авиапарк еще на два аналогичных аппарата Ил-96−300ПУ, но оба они были переданы в пользование уже после окончания его срока — в 2012 и 2014 годах.

25 апреля 2013 года было решено расширить авиапарк еще на один Ил-96−300ПУ стоимостью 5,2 миллиарда рублей и один Ил-96−300 модификации «Салон» для транспортировки крупных делегаций. До конца 2018 года планируется пополнить летный отряд еще двумя машинами модели Ил-96−300ПУ. Стоимость каждого лайнера составит около 5 миллиардов рублей. От обычных рейсовых самолетов эти машины отличаются дорогой отделкой и усовершенствованной аппаратурой связи, позволяющей вести конфиденциальные переговоры и при необходимости управлять ядерными силами страны.

А вот для сравнения самолет бывшего президента США Барака Обамы. Обама стал четвертым по счету главой государства, использующим этот лайнер в качестве борта номер один. Интерьер был оформлен в 1987 году по проекту Нэнси Рейган, жены тогдашнего 40-го президента США Рональда Рейгана. По замыслу обстановка должна была соответствовать стилю, типичному для юго-западных штатов. Кроме того, на борту предполагалось установить дополнительную защиту от электромагнитного импульса. Проект оказался настолько трудоемким, что самолет был введен в эксплуатацию лишь при 41-м президенте США Джордже Буше-старшем, а не при 40-м, как было запланировано изначально.

Место для президента расположено в центральной части самолета, оно включает спальню с двумя диванами, которые раскладываются в кровать, туалет, душ и личный кабинет. Кресла для журналистов расположены ближе к хвостовой части, они соответствуют уровню первого класса. Пищу можно приготовить на двух кухнях, которые позволяют накормить до 100 человек за один раз. На борту VC-25 всегда имеется операционный стол, запас необходимых медикаментов и, конечно, медицинский персонал. Салон разделен на гостевые места, места для старшего обслуживающего персонала, секретной службы, охраны и представителей СМИ.

Самолет способен преодолевать без дозаправки расстояние, равное примерно ⅓ длины экватора. Это позволяет американскому лидеру совершать перелеты из Вашингтона практически в любую точку мира, не беспокоясь о количестве топлива. VC-25 разрабатывался как один из «самолетов судного дня»: в случае уничтожения всех наземных командных пунктов управления, борт номер один должен будет их заменить, став генеральным штабом президента, министра обороны и других членов военного руководства.

А на таком самолете летает канцлер Германии Ангела Меркель. До 2011 года руководство Германии использовало для рабочих перелетов Airbus A310, доставшийся ему в наследство от ГДР. 30 марта 2011 года авиакомпания Lufthansa передала в ведомство канцлера лайнер Airbus A340, который в течение 10 лет возил пассажиров. Он и стал основным самолетом канцлера и правительства. Борт получил имя первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра и был переоборудован под правительственные нужды. Всего главный самолет Германии способен вместить 143 пассажира. Это в два раза больше, чем помещается в Boeing 747, который использовал Барак Обама, хотя они примерно равны по размеру.

На борту имеются апартаменты для первого лица: спальня, душ, рабочий кабинет, конференц-зал на 12 персон, звукоизолированное помещение для конфиденциальных разговоров. Для сопровождающей делегации предусмотрено 116 посадочных мест. Кроме того, подчеркивается, что оборудование рассчитано на перевозку людей с ограниченными возможностями и транспортировку больных и раненых. Система безопасности включает систему «свой-чужой» и противоракетную защиту. Лайнер способен без дозаправки совершать перелеты в 13 500 километров, позволяя немецкому лидеру без посадок добираться из Берлина в Пекин, Вашингтон и даже Рио-де-Жанейро.