Сама автомобильная часть моста была полностью готова в конце апреля. Заказчик строительства принял соответствующий акт 28 апреля. После этого и до официального открытия строителям оставалось расставить дорожные знаки, а также обеспечить комплексную готовность всех систем и подразделений. Между тем на прошлой неделе по Крымскому мосту уже проехали первые машины.
Недавно журналисты журнала «За рулем» проехались по уже ставшему легендарным Крымскому мосту до запуска регулярного автомобильного движения. И рассказали о своих впечатлениях.
Где пойдут пешеходы?
Пешеходов здесь не будет. Трасса, проходящая по Крымскому мосту, относится к категории 1Б (cкоростная дорога), а потому требования безопасности здесь соответствующие. Не будет и смотровых площадок: на мосту с двумя полосами в каждом направлении остановки все равно запрещены. Любые аварийные ситуации отслеживает автоматика, сопряженная с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения.
И все-таки жаль, что здесь не будет тротуаров. С удовольствием прогулялись бы в оба конца…
Что тут за асфальт?
Дорожное покрытие Крымского моста — двухслойное асфальтобетонное, толщиной 11 см. А на участках сопряжения по берегам Керченского пролива оно даже трехслойное. Асфальтобетон производится на заводах, построенных на обоих берегах Керченского пролива. В смесь входят полимерные добавки битумного вяжущего материала, повышающие устойчивость покрытия к деформациям и трещинам.
Деформационные швы выполнены в виде металлических конструкций с резиновой «гармошкой» — они препятствуют деформации мостовых пролетов в местах сопряжения при перепадах температуры или сейсмических нагрузках. Почти на всем протяжении моста расстояние между швами составляет около 220 метров — один шов на четыре мостовых пролета. Гарантийный срок безотказной службы асфальта — четыре года.
А если землетрясение?
Питерский институт Гипростроймост спроектировал мост под сейсмическое воздействие аж в 9 баллов. Самый сильный толчок в этом районе — так называемое Пантикапейское землетрясение — наблюдался еще в доевангельскую эпоху, в 63 году до нашей эры. В любом случае ожидаемый столетний срок службы моста представляет собой мгновение по геологическим часам. Предугадать землетрясение наука все равно не может, а потому мосты успешно строят и в зонах сейсмических очагов — взять ту же Японию, Чили или Гонконг. А чем мы хуже?
Крымский мост имеет комплексную защиту от природных катаклизмов. Его пролеты относительно невелики (55—63 м), а количество опор, напротив, большое. Под автомобильной дорогой их вбито 288, под железной — 307. Фундаменты опор состоят не только из вертикальных свай, но и из наклонных. Ведь возможно разжижение верхнего слоя песчаного грунта, а наклонные сваи более эффективно сопротивляются горизонтальному смещению пластов. Глубина погружения свай доходит до 90 метров: там начинаются твердые глины. Всего задействовано около семи тысяч свай. Самая длинная уходит аж на 105 метров.
Еще один рубеж обороны мостов подобной сложности — так называемые шок-трансмиттеры. Они отдаленно напоминают… катушку автомобильного ремня безопасности. При легких перемещениях вперед-назад (например, вследствие температурных перепадов) пролеты моста «дышат», а при ударе мгновенно фиксируются, чтобы равномерно распределить сейсмическую нагрузку по опорам.
Что почувствует водитель, которому «посчастливится» оказаться в момент землетрясения на мосту? До четырех баллов — ничего. До семи баллов никаких явных повреждений у конструкции быть не должно. Если выше, то мост нужно будет тщательно обследовать и чинить. Любопытно, что даже при мощном толчке амплитуда колебаний арочных пролетов не должна превысить 10—15 см. Хочется верить, что на практике в этом убеждаться не придется.
А если грузовик врежется в ограждение?
Длина моста 19 км, а суммарная длина барьерного ограждения вчетверо больше — примерно 76 км. Ведь барьеры-отбойники идут не только по краям дороги, но и по центру, надежно разделяя встречные потоки.
Металлический двухъярусный барьер имеет высоту от 1,1 метра на разделительной полосе до полутора метров с внешней стороны мостового полотна. Удерживающая способность внешнего ограждения — 500 кДж. Это примерно соответствует удару легковушки на скорости 100 км/ч или грузовика на скорости 70 км/ч. Барьер на разделительной полосе сдерживает энергию удара 350 кДж.
Крымский мост обеспечивает безопасное движение автомобилей на скоростях до 120 км/ч. Однако реальная фактическая скорость будет ограничена лимитом, установленным на вливающихся в него дорогах, и составит 90 км/ч.