В марте 2017 года СМИ активно обсуждали жительницу Тюмени, которая отказывалась лечить свою трехлетнюю дочь от ВИЧ-инфекции. Женщина считала, что такой болезни не существует. В результате ребенок умер, а на женщину завели уголовное дело, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на областную прокуратуру.
«Прокуратура… утвердила по данному уголовному делу обвинительное заключение и направила материалы в Центральный районный суд Тюмени для рассмотрения по существу», — сообщает ведомство.
Как все началось?
Ребенок ВИЧ-отрицательницы из Тюмени долго умирал от СПИДа. Девочка несколько лет находилась в крайне тяжелом состоянии, однако мать лечила ее нетрадиционными методами и считала, что состояние малышки связано с последствиями вакцинации против гепатита.
2 марта в одной из групп ВИЧ-отрицателей в «ВКонтакте» появилось сообщение от анонимной матери, которая просила помощи у коллег по неверию в СПИД. Женщина рассказала, что живет с диагнозом ВИЧ, но терапию она никогда не принимала и не давала ребенку, поскольку отрицает существование этого заболевания. Девочка родилась три года назад, в роддоме ей сделали прививку против гепатита. В полгода девочка переболела вирусной инфекцией, после чего, по словам матери, «перестала развиваться». Вот текст ее сообщения:
На момент смерти девочке было три года. Она не ходила и не могла сидеть. В феврале этого года она попала в больницу с недостатком веса и анемией. Врачи поставили ребенку ряд диагнозов: поражение легких, кандидоз (грибковое поражение — прим. авт.), вирус Эпштейна-Барра, кардит — все это признаки прогрессирующей ВИЧ-инфекции.
В итоге мать все же позволила взять анализ на ВИЧ, который оказался положительным. «Влепили ВИЧ. Я сделала тест ребенку, чтоб они отвязались», — пишет женщина. Давать ребенку АРВ-терапию мать все еще отказывается. Вместо этого она лечит ребенка нетрадиционными способами: «Бегали по куче врачей, лечились у гомеопата… остеопата».
Одна из участниц группы писала женщине, но ВИЧ-отрицательница попросила оставить ее в покое.
Можно ли было спасти ребенка?
Если бы мать одумалась, то, возможно, девочку бы удалось спасти: «…своевременное обследование и лечение ВИЧ-инфекции у ребенка с момента рождения позволило бы добиться ремиссии заболевания и значительно увеличить продолжительность его жизни с этой патологией».
Почему женщину не лишили родительских прав?
Согласно действующему законодательству, намеренный отказ родителей лечить ребенка с хроническим заболеванием приравнивается к угрозе жизни и лишению родительских прав через опеку. Те родители, которые отрицают наличие ВИЧ-инфекции, обходят закон. По словам завотделением Центра по борьбе со СПИДом Елены Орловой-Морозовой, некоторые ВИЧ-отрицатели просто не ходят в центр СПИД. Некоторые приходят, берут таблетки, но в итоге не дают их детям. Светлана Вершинина, начальник отдела опеки и попечительства комментирует ситуацию: «Опека не отвечает за медицинские диагнозы. Она приходит в случаях, когда создаются условия, опасные для жизни и здоровья ребенка. Лечить ребенка или нет — вопрос родителей и врачей. Тут с них надо спрашивать, с медицинских организаций. Девочка ведь не из неблагополучной семьи. Поэтому ответственность территориальная служба опеки нести не должна. Сама мама — да. Но не опека».
Из-за деятельности ВИЧ-отрицателей от СПИДа ежегодно умирают дети, точное число никому не известно. Собственную статистику ведут члены группы «ВИЧ/СПИД диссиденты и их дети». Им известно о смертях 60 человек за последние несколько лет, 13 из них погибли в возрасте от нескольких месяцев до 10 лет.
Кстати, сейчас в Госдуме работают над изменениями нормативных документов, касающихся людей с ВИЧ. В частности, до конца 2018 года планируется разработать нормы о запрете движения ВИЧ-отрицателей.