Веганская выпечка — образ жизни и средство заработка. Белорусы переехали в Польшу и открыли свою кондитерскую, историю рассказывает портал TUT.BY. Алексей и Сабина долго не могли найти себе занятие в новой стране, иногда подумывали вернуться обратно в Республику Беларусь.
— А потом мы стали веганами — выбросили все и не знали, что мы сами будем есть, не говоря уже о бизнесе. Думали, закроемся и вернемся в Беларусь, — признаются ребята.
Но пара решила не сдаваться: молодые люди ударились в эксперименты, много учились, пробовали, и у них все получилось.
— Мы не ставили цели заработать: просто делали, что делается.
Журналисты встретились с молодыми людьми из PhysalisVegan в столичном вегетарианском кафе GreenCuisine. Сейчас в Минске пара обучает кондитеров своему искусству — готовить десерты без продуктов животного происхождения. Раньше в заведении готовили вегетарианские блюда, Алексей считает, что переквалифицироваться на веганские будет несложно.
Глава молодой семьи Алексей Короткевич родился в Борисове. Его супруга Сабина Гамбарова — из Барановичей. В Минске ребята прожили много лет, потом отправились в Гданьск, а оттуда — в Варшаву.
— Гданьск «не в сезон» вымирает, в Варшаве же больше движа. Но сейчас от этого нам хочется уйти. Мы приехали в Беларусь, и нам так классно: вроде есть движ, но нет паники.
Оказалось, что найти в Минске необходимые для веганской выпечки кокосовые сливки не так-то просто. В Варшаве с этим дела обстоят получше, говорят ребята.
В столице Польши семья уже почти шесть лет. В Гданьске девушка занималась татуировками, а потом недолго работала кондитером, по профессии она дизайнер и художник. Алексей же был музыкальным продюсером и саунд-дизайнером. Открыть свою кондитерскую ребята решили, одержимые желанием задержаться на новом месте.
— Нам нужно было за что-то жить. Но с начальством никак не клеилось: не можем мы работать на кого-то. К тому же нам нужно было сделать документы, чтобы остаться в Польше (на этом основании мы получали визы и карту по быту).
Будучи иностранцами, ребятам пришлось тяжело на стадии открытия. Пришлось открывать ООО, на счету фирмы должно было быть 5 тысяч злотых (2 тысячи 700 рублей).
— Нам сейчас трудно сказать, сколько всего денег у нас было, — мы особо не считали, просто делали, что делается. Мы не ставили цели заработать.
Сабина и Алексей считают нужным сегодня пропагандировать веганизм в Беларуси.
— Мы хотим, чтобы люди знали, что нет необходимости в животных продуктах. Люди эксплуатируют животных и не задумываются, что они тоже чувствуют боль, любовь, страх и радость. Еще мы хотим, чтобы они знали, что мясная и молочная продукция — провокатор раковых заболеваний.
Изначально кондитерская молодых людей была не веганской, но исключительно с использованием экологически чистых продуктовю
— На тот момент мы уже не ели мясо и отходили от «молочки». Но после посмотрели фильм «Земляне», и все, что у нас было, выкинули. И сказали себе, что больше никогда в жизни не притронемся к животным продуктам.
Поначалу было тяжело: без денег и в поисках помещения. Да еще и обучаться у кого-то было нужно, а выбора в мире в таком узком направлении особо нет. Все делали сами: учились, ошибались, экспериментировали.
У плиты молодые люди всегда вдвоем, и они не разделяют обязанности. Кстати, 70 процентов клиентов, которые заказывают веганские десерты, — мясоеды.
— Им нравится то, что наши десерты легкие и вкусные. Что от них нет этой тяжести, которая есть от животных продуктов. Если логически подумать: почему кокосовое молоко должно быть менее вкусное, чем коровье? — задает риторический вопрос Сабина.
Девушка приводит пример в «Инстаграме (организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации)»: трехъярусный черный торт с золотыми листьями. Его, как оказалось, на свадьбу заказывала пара поляков-веганов.
На вопрос о ценах ребята отвечают неумело: говорят, что на этом аспекте не зациклены. Что касается свадебного торта на фото, в нем 140−150 порций, а 10 порций у них стоит примерно 100 евро. Значит, молодоженам он обошелся примерно в полторы тысячи евро.
— Сначала цены у нас были в разы меньше. Но когда рос опыт, имя — время становилось дороже, соответственно, повышались цены. Но и продукты мы используем качественные и очень дорогие. Это всегда только органические и натуральные ингредиенты, все красители также натуральные - это вытяжки из овощей, фруктов и цветов.
Когда впервые ребятам поступил заказ из-за рубежа, они отправились в Париж, там молодые люди арендовали кухню. Теперь же они готовы лететь в любую точку мира.
— Наша политика в том, что все должно быть очень свежим. А когда свадьба на 150 человек и нам нужно сделать 500 макаронс, торт, капкейки — это все делается в течение полутора суток.
Продукцию PhysalisVegan нельзя купить в кафе, ресторане или магазине. Причина тому — опасения ребят «вчерашней» продукции.
— Однажды нас уговорили добрыми глазами и широкими улыбками поставлять десерты в кафе. У нас было условие: если что-то залежалось и не продалось — отправлять в утиль. Как-то мы их подловили, что они продавали то, что лежало несколько дней. И прекратили сотрудничество.
— Курсы у нас стоят довольно дорого: тяжело расставаться с уникальными знаниями.
Молодые люди не в восторге от Польши, говорят, есть много минусов.
— В Польше много косых взглядов в сторону русских, украинцев, белорусов. Мы часто сталкивались с пренебрежительным отношением к нам как эмигрантам.
Пока пара не определилась, где будет жить в будущем. В деньгах семья больше не нуждается, ребята все чаще проводят обучения и мастер-классы. Курсы кондитерского искусства стоят недешево, но Алексей и Сабина имеют высокое признание в своей области. Следующие занятия пара будет проводить в престижной французской школе AlainDucasseCookingSchool.
— Такие цены, как у нас, ставят самые крутые кондитеры (порядка полутора тысяч евро с человека за три дня). Просто у нас есть уникальные знания, которые в мире никто не даст. И нам тяжело с ними расставаться.
Алексей и Сабина сделали настоящее открытие в веганском кондитерском мире. Ребята самостоятельно с нуля придумали все технологии производства. Цель молодых людей — показать, что веганизм — это круто.
— Это не та история, когда хиппи приковывали себя к дереву, чтобы его не вырубали, — подшучивает Алексей. — Я люблю вкусно покушать и, переходя на веганизм, я особо «не обломался». Фантазия насчет сочетаний продуктов включается по полной. А некоторые наши рецепты даже превзошли традиционные. Те же макаронс, которые мы делаем и часто отправляем в Париж: люди знающие говорят, что они круче, чем у Пьера Эрме. А это топ.