17 лет назад жительница Новосибирска Лариса Соколова нашла на вокзале забытый дембельский фотоальбом. На снимках солдаты, воевавшие в Чечне в самый разгар антитеррористической кампании. Женщина годами пыталась найти ребят, но сделать этого не удалось. Зацепок, которые могли бы помочь с поисками, не было, как не было тогда и Интернета.
— Кажется, это было лето 2000 года, я шла с поезда. На вокзале увидела пакет, заглянула, а там эти альбомы с фотографиями, в том числе армейский. Тогда еще ни Интернета не было, ничего. Своими силами пыталась найти солдатиков со снимков — не получилось… Хотя бы одна фамилия, как зацепка, попалась на обороте фотографий — но нет. Единственное, в альбом был вложен вкладыш — этикетка от пива, которое выпускается на Алтае. Поэтому я всегда думала, что владелец фотографий — оттуда.
Недавно Лариса собралась переезжать и снова наткнулась на фотографии солдат. Выкинуть их не поднялась рука, и тогда на помощь пришла невестка женщины — Светлана Семенкова. Она опубликовала пост в соцсети. Как сообщает «Комсомольская правда», благодаря многочисленным лайкам и репостам хозяин альбома наконец нашелся.
— Добрый день! Много лет назад на железнодорожном вокзале «Новосибирск-Главный» были найдены два фотоальбома. Это чья-то память, а как найти владельца, не знаем. Выкинуть рука не поднимается! Может, кто узнает себя или своих друзей и близких. Ищем хозяина!
Такое объявление Светлана опубликовала во «ВКонтакте». Но люди со снимков откликнулись в другой соцсети — в «Одноклассниках». Рождественское чудо случилось благодаря тезке героини сюжета — Ларисе Греческой. Она увидела трогательный пост и не смогла пройти мимо. Скопировала его к себе на страничку в «Одноклассниках». Именно там фотографии увидел один из запечатленных на них мужчин.
— Увидела этот пост «ВКонтакте», трогательный такой. Думаю, скопирую его себе на страничку в «Одноклассниках». Сама не ожидала, что будет столько лайков и репостов. Народ начал активно комментировать, и вот читаю — пишет мужчина (на аватарке он в военной форме): «Эти двое точно у меня во взводе служили».
Эту фразу написал житель Новосибирска Павел Игнатенко. Тогда он был прапорщиком, командовал ремонтным взводом. На фото он признал рядового Юрку Пашенцева и младшего сержанта Сашку Николаева. На снимках, пылившихся в шкафу Ларисы почти 18 лет, эти парни в камуфляже позируют на БТР или затягиваются папироской, держа в руках автоматы. Судя по форме, ребята — десантники. Глядя на горные пейзажи, решили, что это Чечня. И не ошиблись. Солдаты с фото служили в разгар второй чеченской кампании, когда главной темой новостей в стране были захваты заложников и теракты в горячей точке.
Павел разыскал Александра в «Одноклассниках» и тут же написал ему. Николаев признал бывшего прапорщика и подтвердил, что альбом принадлежал его боевому товарищу Юрию Пашенцеву.
— Павел пишет мне в «Одноклассниках»: «Это случайно не Юркин альбом?» Я говорю: «Конечно его!» А на двух фото действительно был я. Именно благодаря службе в Чечне поступил потом на бесплатное обучение в вуз на геолога. Вахта моя как раз подходит к концу. Смотрел эти фото — и такие воспоминания нахлынули! Захотелось Юрке этот альбом вернуть лично. Представил, как он обрадуется!..
Хозяин альбома, как и предполагала Лариса Соколова, живет в соседнем регионе — в городе Рубцовске Алтайского края. Он есть в Интернете, но Александр Николаев не торопится писать сослуживцу, говорит: «Сделаю сюрприз на старый Новый год!» Он будет проездом в Новосибирске и заберет альбом у Ларисы. Мужчины не виделись с Чечни, теперь появился повод для личной встречи. Не меньше Александра рада и сама Лариса. Она опасалась, что владельца альбома уже нет в живых. Еще один сослуживец Юрия позвонил женщине и рассказал, что он мог пойти служить в горячую точку по контракту.
— Он уже связался со мной, говорит, будет проездом в Новосибирске. Мы договорились, что привезу ему альбом. Больше всего боялась, что хозяина фото уже в живых нет. Звонил по объявлению еще один сослуживец, тоже назвал имя-фамилию Юры Пашенцева, но говорит: «Юрка — такой отчаянный парень, мог и по контракту потом устроиться. Время было сложное, надо узнать, живой ли». У меня аж сердце упало. А тут узнаю, что жив он и все у него хорошо. Даже не верится, что спустя 18 лет я все-таки его отыскала!