Менеджер из Самары Николай Жуков бросил надоевшую работу и переехал в пригород. Здесь он организовал свой зоопарк. Началось все с оленей, постепенно жильцов становилось все больше. Николай признался «Комсомольской правде», что за количеством не гнался. Для него важнее обеспечить всем животным достойные условия проживания.
К новому увлечению Николай пришел случайно. Четыре года назад он работал на крупном предприятии, в его обязанности входила презентация товара клиентов. Один из них заказал креативный дисплей на новогоднюю тематику. Тогда мужчине пришла в голову оригинальная идея.
— Это был 2014 год. Под Новый год обычно строят всякие грузовики. Этого я делать не хотел и решил сплести оленя. И мне пришла дурацкая идея — взять в аренду живого оленя. В ближайших городах не могли найти. И тогда заморочился — начал искать, сколько стоит настоящий северный олень. Нашел в Сургуте, купил. Он стал центром инсталляции. Олени всем понравились очень. Так и понеслось.
Николай привязался к оленю и решил оставить его себе. Так родилась идея заняться зоопарком.
— Мы так к нему привыкли, вместе с другом им занимаемся. Продавать — никакого желания нет. Это теперь наше домашнее животное. Понял, что как-то можно это дело в Самаре развернуть. Потому что спрос в Самаре есть, а предложения нет. Вот одно предложение появилось.
Привезенный Николаем северный олень оказался первым в городе. Сейчас у него живет целое стадо — 15 голов. Для них мужчина построил загоны в поселке под Самарой. Оленей он покупает в Ханты-Мансийском округе. Николай спасает от смерти стареющих животных, которых пускают на убой.
— Ханты не держат оленей дольше 10—12 лет. Более взрослые олени считаются старыми, и их убивают. А мы выкупаем оленей. Продолжительность жизни этих животных — 20 лет.
Северные олени прижились в Самаре. Климат для них непривычно теплый, но постепенно животные привыкли. Сложнее было с кормом. В природных условиях олени питаются мхом ягелем, который растет только в северных широтах.
— Самара — нижняя часть ареала обитания северных оленей. Летом животные, конечно, прячутся от прямых солнечных лучей, но в нашем городе им комфортно: они линяют прямо до кожи. Мы провели информационную подготовку, обращались к коллегами из других регионов, начиная от Ханты-Мансийска, заканчивая Кубанью. Все узнавали, спрашивали у ребят, кто занимается этими удивительными животными. Искали информацию, в Интернете ее много, но лучше узнавать у тех людей, которые прошли через это.
Оленеводы из других регионов посоветовали давать специальный корм для кур-несушек, в котором содержатся нужные минералы. Неожиданно оленям пришлись по вкусу бананы. На прогулках подъедают кору и мох с деревьев.
Как оказалось, олени довольно хитрые животные. Первое время они с легкостью обманывали неопытного оленевода, притворяясь больными — лишь бы никуда не идти.
— Олени не самые умные животные. Они… мудрые. Но хитрые. Если он не хочет никуда идти, то начинает подхрамывать. А потом отворачиваешься тележку убрать, он — бах! — бегает вприпрыжку. Мы думали сначала, что это у нас что-то с оленем. Потом с другими владельцами поговорили, оказалось, у них тоже так олени делают. А еще они очень преданные.
Олени довольно дружелюбны. На их приручение уходит дня три.
— Вообще, олени охотно идут на контакт. Трогаем, протягиваем руки, приучаем к себе. Каких-то сложностей нет при приручении. Тем более, они все до этого жили при людях. Продаем их в соседние города. Правда, не в Самарскую область, чтобы не плодить себе конкурентов.
Николай предпочитает покупать оленей взрослыми. Бывали случаи, когда у его оленей появлялось незапланированное потомство, но разведением он не занимается.
— Нам проще приобрести и приручить. Разводить — это нужно отделять мальчиков от девочек, определять, скрещивать или не скрещивать. Очень много тонкостей. Мы стараемся приобретать кастрированных оленей. На Севере оленей кастрируют, чтобы стадо не разбегалось. Оставляют только несколько самцов. Нам заниматься разведением нецелесообразно. Возможно, позже мы освоим этот профиль.
Кроме оленей в зоопарке живут лиса Эдик, лама Красавчик, овцы, козы, кролики, птицы… Есть сокол, который не улетел в теплые края и остался зимовать в Самаре. Всех животных можно потрогать. Они не боятся людей, а лис и вовсе обожает, когда его гладят.
— Лиса у нас по документам Эдик. Но в предыдущем зоопарке его переименовали в Добрыню из-за его темперамента. У него нетипичное поведение для лисы. К нему заходишь — он сразу на спину переворачивается, чтобы ему животик почесали.
По словам Николая, он не ставит перед собой цель приобрести как можно больше разных животных. Для него куда важнее их комфорт. Пусть будет не сто видов кролика, а пара беспородных, чтобы они спокойно бегали по траве на территории зоопарка. Деньги для мужчины тоже не главное. Его питомцы — частые гости благотворительных мероприятий.
— У нас такая сфера деятельности… Называть ее коммерческой — все равно, что обзываться. Мы стараемся не продавать животных в контактные зоопарки. Если и продаем, то только на определенных условиях. Если олень будет стоять в квадрате 5×5, он умрет через месяц. Северные олени — самые быстрые из всех видов оленей. Они должны много двигаться. С северными оленями мы гуляем по парку, чем радуем жителей поселка. С ламой выходим на детскую площадку. С лисичкой гуляем на шлейке. Козочки иногда сами выпрыгивают. Очень тяжело понять животное, если у него нет возможности ничего сказать. Если к соли побежало — значит, соли не хватает. Если к овсу — нужно подкормить.