15 марта в Польше вышел на свободу 41-летний Томаш Коменда. Мужчина пробыл 18 лет в тюрьме за преступления, которые он не совершал. Как сообщает Wiadomosci, Томаша Коменда приговорили к 25 годам лишения свободы в 2004 году за изнасилование и жестокое убийство 15-летней Малгожаты Квятковской 1 января 1997 года под Вроцлавом. Девушка отправилась на вечеринку в местный клуб, а через десять часов ее нашли мертвой в одних носках.
Следствие выяснило, что Малгожата ушла из клуба без куртки с двумя парнями, и к ним присоединился еще мужчина, представившийся братом девушки. Он пообещал отвести Малгожату домой и ушел с ней, затем к ним подошел еще один человек. Свидетели подтвердили, что видели двух мужчин и девушку без куртки, а также слышали крики.
На месте преступления нашли одежду Малгожаты, а на ее теле — кровь, сперму, волосы и следы зубов преступника. В 2000 году эксперты Вроцлавского медицинского университета определили, что следы зубов принадлежат Томашу Коменда — это стало ключевой уликой против него. Полицейские собаки смогли определить его по запаху. В 2004 году его приговорили к 25 годам лишения свободы за изнасилование и убийство: следователи сочли, что Коменда был одним из соучастников преступления, но больше никого не поймали. Его апелляцию отклонили.
Полиция вычислила мужчину на основе описания со слов свидетелей. Коменда признал, что был в клубе и занимался сексом с некой девушкой, но утверждал, что не знает девушку по имени Малгожата. Несколько человек подтвердило следствию, что на момент преступления Томаш был не в селе, а во Вроцлаве, но это не помогло на суде. Позже Коменда рассказал, что полицейские избили его так, чтобы не оставить следов, пытаясь добиться признания, а его друзьям угрожали.
В прошлом году родители Малгожаты Квятовской потребовали возобновить расследование. В материалах дела значился еще один человек — некий Иренеуш М., который также был в день убийства. Его допросили через три дня после преступления, но, чтобы привлечь мужчину к ответственности, у следователей не хватило доказательств. Иренеуш на первом допросе подробно описал носки Малгожаты — их мог увидеть лишь тот, кто раздевал девушку, однако следователи не придали этому значения.
После возобновления расследования стало известно, что именно Иренеуш выдал себя за брата Малгожаты, назвавшись Иреком. Когда против него возбудили дело за изнасилование и убийство девушки, он уже сидел в тюрьме за такое же преступление. Сам Иренеуш отрицает причастность к преступлению:
— Я считаю, что это нельзя называть убийством, потому что девушка умерла от переохлаждения, и ее никто не бил. Тот факт, что прокурор уверен в моей вине, кажется мне абсолютной глупостью. Я никого не насиловал.
Также во время нового расследования выяснилось, что результаты экспертиз были неточными: ДНК совпадало с минимум тремя людьми. Укусы на теле Малгожаты были схожи с прикусом Томаша, но могли на самом деле принадлежать другому человеку с искривлением зубов.
В марте 2018 года прокурор Станислав Озимина, который арестовал Коменда в 2000 году, признался, что не изучал материалы дела. Дело Озимина получил от коллеги, который был заменен по просьбе семьи убитой девушки. Прокурор полностью доверился полицейским и мнению экспертов — Томаша Коменда уже тогда считали подозреваемым в убийстве. Только позже Озимина рассказал, что у него были сомнения по поводу дела, но он не стал углубляться в него.
— Конечно, у меня были сомнения, но было достаточно доказательств, чтобы закрыть дело и вынести обвинения. Нужно было тогда углубиться в детали, но я не прочитал документы, а затем меня отстранили, — говорит прокурор.
Озимина отстранили от работы в прокуратуре за взятничество — он освобождал преступников за деньги.
Следователи сделали другие выводы: найденные на месте преступления волосы принадлежали не Томашу. На допрос снова вызвали свидетелей, которые подтверждали алиби Томаша в 2000 году. Самого мужчину допросили с полиграфом. По итогам нового расследования удалось убедиться в невиновности Томаша Коменда.
После выхода на свободу Коменда пройдет 10-летний испытательный срок. Он также вправе потребовать компенсацию: ему полагается выплата за моральный ущерб и возмещение выплаты, которую он не смог заработать во время заключения, — это 648 тысяч злотых (10,8 миллиона рублей).
Коменда получит психологическую помощь: по его рассказам, другие заключенные жестоко издевались над ним из-за статьи, по которой его посадили. Он даже хотел покончить жизнь самоубийством.
Сейчас Томаш Коменда заверил, что готов к жизни на свободе, которая «не может быть хуже, чем 18 лет в тюрьме».
— Я думаю, я буду жить сегодняшним днем. Что случится завтра? Что случится через месяц? Я не знаю, время покажет. Сейчас я хочу побыть со своей семьей, — говорит Коменда.
Вице-министр юстиции Польши Патрик Який заявил, что неверный приговор, вынесенный Томашу несколько лет назад, «наглядно показывает проблемы в системе правосудия страны». По его мнению, следователи либо пытались скрыть настоящего преступника, либо хотели показать обществу, что виновный найден.
Глава польского Минюста Збигнев Зиобро поручил выяснить, почему следствие над Томашом Коменда было сфальсифицировано в 2000-х годах. Он также поблагодарил родителей девочек, без которых «не узнал бы об истории и не возобновил бы расследование».
— Я знаю, что это не заглушит боль семьи Малгожаты, но я надеюсь, что обнаружение преступника, который действительно ответственен за ее смерть, станет для них небольшой компенсацией, — говорит Збигнев Зиобро.