Еще каких-то 50 лет назад увидеть обнаженную женщину в кино было практически невозможно: советская цензура не слишком радовалась таким режиссерским ходам. Не говоря уже о сценах секса: если поцелуи — то сдержанные, если объятья — то крепкие. Как пишет «Арзамас», для фильмов сталинского периода, скажем, вообще не существовало кинематографического языка о любви. Справлялись, как могли.
Поскольку проявлений любви стесняются, кинематограф находит формы непрямого говорения о ней. Так, например, один из персонажей любовной пары часто говорит второму о своем друге, которому якобы требуется совет в сердечных делах.
Другим приемом замещения объяснений в любви можно считать часто встречающиеся эпизоды с писанием писем и дневников, в которых герои могут не стесняясь говорить о своих чувствах, — например, письмо Мэрион к Мартынову в «Цирке».
В общем, вы поняли: тут бы найти силы в любви признаться, не говоря уже о том, чтобы раздеться перед камерой или, подумать страшно, сексом заняться.
«Земля», 1930 год
Тем не менее первой эротической сценой в советском кино считается так называемый «танец невесты мертвеца» — сцена из немого фильма Александра Довженко «Земля», который он создал в далеком 1930 году. Собственно, та самая «невеста» скорбит по убитому главному герою, голая мечется по избе, разъяренно стучит кулаками по стенам и, вообще, хороша.
«Часы остановились в полночь», 1958 год
Героиня Зинаиды Броварской в этом фильме оголяет грудь, правда, прелести девушки режиссер элегантно показывает зрителю как бы через зеркало, в которое актриса смотрится.
«Неотправленное письмо», 1959 год
Героиня Татьяны Самойловой, звезды еще одного культового фильма «Летят журавли», появляется в этом фильме в мокрой кофточке, через которую видны очертания ее девичьей груди — по тем временам, верх эротизма.
«Первый учитель», 1965 год
Это полнометражный режиссерский дебют Андрея Кончаловского, рассказывающий о становлении советской власти в Киргизии. Главная героиня фильма Алтынай купается со своим любимым обнаженной в озере. Правда, сниматься в таком виде актриса Наталья Аринбасарова отказалась, так что вместо нее снималась дублерша.
«Комиссар», 1967 год
Нонна Мордюкова была одной из первых актрис, которая обнажила на экране грудь. Правда, в «Комиссаре» она это делает не из любовных намерений, а для того, чтобы покормить ребенка.
«Андрей Рублев», 1969 год
Андрей Тарковский в своем легендарном фильме показал сцену языческой оргии на праздник Ивана Купала, в которой снялось сразу несколько обнаженных женщин. Во время праздника одна из девушек даже пытается соблазнить монаха.
«А зори здесь тихие», 1972 год
Режиссер легендарного военного фильма Станислав Ростоцкий решил включить в картину сцену купания героинь в бане, чтобы показать всю противоестественность нахождения женщин на войне — созданий нежных и трепетных.
«Романс о влюбленных», 1974 год
Героиня актрисы Елены Кореневой сначала порхает в плавках и мужской рубашке на голое тело, а затем снимает ее… понятно для чего.
«Подранки», 1976 год
Одна из самых будоражащих и оригинальных сцен советского кино: учительница, загорающая топлесс на крыше дома. Причем на глазах у своего ученика.
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976 год
Перед тем, как отдать замуж за африканского прадеда Пушкина в исполнении Владимира Высоцкого, героиню Ирины Мазуркевич намывают и причесывают крестьянки. За 20 секунд этой сцены можно вполне оценить красоту юной актрисы.
«Табор уходит в небо», 1976 год
Звезда фильма — молодая актриса Светлана Тома, играющая цыганку Раду, сначала оголила грудь в этой атмосферной картине, а затем в том же году снялась в фильме «Братушка» — и тоже предстала перед зрителями топлесс.
«Экипаж», 1979 год
В фильме есть очень откровенная по тем временам постельная сцена между героями Леонида Филатова и Александры Яковлевой.
«Москва слезам не верит», 1979 год
Как считают критики, этот знаковый для советского кинематографа фильм необычен еще и тем, как его режиссер Владимир Меньшов мастерски заигрывает с сексуальностью главных женских персонажей своей картины. Ну и, конечно, продемонстрировать в кадре грудь собственной жены Веры Алентовой — это вдвойне смело.
«Формула любви», 1984 год
В 80-х эротизм продолжил закипать в советском кино. В «Формуле любви» Марка Захарова в роли очаровательной девочки-виденья снялась Елена Ванюшкина. Причем позже она признавалась, что отказывалась от эротической сцены, но Захаров настоял.
«Зимняя вишня», 1985 год
Героиня Елены Сафоновой просыпается с утра и подходит совершенно голая к окну дачного домика: ух, сколько мужских сердец замирало в этот момент!
«Маленькая Вера», 1988 год
По сути, в этом фильме показали первую настоящую сцену секса в советском кинематографе. Равнодушным она не оставила никого. Ох, сколько возмущений было! Режиссер фильма Василий Пичул тем и прославился, хотя фильм-то совсем не о сексе, а о том, как нелепа была жизнь советских людей в маленьких неказистых квартирках, по соседству с родителями и детьми.