Не надо отличаться особой чуткостью и сердобольностью, чтобы понять: когда у школьников нет своей школы, это нехорошо. Вот уже почти половину учебного года учащиеся 18-й школы не имеют своего помещения. В здании на улице Герцена идет капитальный ремонт, и детям приходится мыкаться по разным прочим углам. Учиться приходится там, где приютят — там, где есть место и время. Порой в третью смену, а то, говорят, и вовсе в коридорах. Если в школах-хозяйках что-то ломается или портится, то молва неизбежно обвиняет в этом "пришлых". В общем, ситуация неприятная. И ведь, что характерно, неприятна она всем: и ученикам, и учителям, и правительству Карелии, затеявшему этот образцово-показательный ремонт, и строителям, не доведшим его до конца. Все в который уже раз хотели как лучше, а получили то, что обычно.
В пору какому-нибудь главному буржуину проявить любознательность и начать наконец нас пытать, выясняя, в чем же в конце концов кроется эта великая российская тайна? Почему, за что мы ни возьмемся, так непременно оконфузимся? Но, думаю, расшибется буржуин в тщетных потугах — никто не выдаст ему страшной тайны. Ибо никому она не ведома.
Вернее, в каждом конкретном случае она своя. В истории с 18-й школой дело обстояло примерно так. За год до выборов прихорашивающиеся перед смотринами наши власти начали наводить марафет. Пришло время сдавать недостроенное, карать нерадивых и помогать непутевым — в общем, творить добро. Помимо всего прочего, в голову правительству пришла мысль отреставрировать национальную финно-угорскую школу. Статус этот бывшая музыкальная школа получила пару лет назад и сразу стала как бы особенной. Так сказать, лицом нашей симпатичной республики. Хороший ремонт ей в любом случае не повредил бы. Здание все-таки старое. А то, что мотивы ремонта были несколько популистскими, так, по большому счету, какая разница? Лишь бы сделали все хорошо.
Но в том-то и дело, что хорошо не получилось. Среди строительных организаций города был объявлен конкурс, и конкурс этот выиграло СУ-2. Фирма известная и уважаемая. За спиной у нее много славных дел. Да и совсем недавно именно она восстанавливала наш чудо-собор... Но сейчас крайней пытаются представить именно эту строительную организацию. Дескать, когда шла борьба за проект, они заявляли, что смогут выполнить его за семь с половиной миллионов рублей. А, заполучив его и практически разрушив школу, объявили, что реальная стоимость работ несколько дороже. Ни больше ни меньше миллионов 18.
На первый взгляд это действительно выглядит по меньшей мере странно. Зная, что правительство заинтересовано в этом заказе и школу все равно надо достроить, строители практически занялись шантажом. Дескать, главное — получить заказ, а дальше денег будет столько, сколько мы попросим. Деваться-то им уже будет некуда. Но на самом деле подобная ситуация во многом была спровоцирована и прогнозировалась самими заказчиками. Тендерная документация, то есть сама заявка, была подготовлена "Коммунжилпроектом" приблизительно, эскизно. Это вполне допускается существующими нормами, но, естественно, ведет к явно заниженным ценам на конкурсе. Перечень работ не прописан подробно, а потому вполне реально обещать заведомо невозможные цены. Ведь любое строительство легче начать, думая, что оно обойдется дешевле, а потом будь что будет. Соскакивать-то уже поздно. Всю жизнь у нас играют в эту игру. Если участвующая в тендере контора вдруг захочет быть честной и начнет называть реальные суммы, то ей можно будет ставить крест на своей деятельности — она не получит больше ни одного заказа.
Все это, думается, не могли не знать и специалисты Управления коммунального строительства, и лично курирующий стройку председатель правительства РК — сам в прошлом строитель. Тем не менее теперь они искренне возмущены "рваческой" позицией СУ-2. К слову сказать, после того как все тот же "Коммунжилпроект" подготовил подробную проектно-сметную документацию, оказалось, что ремонт и правда никак не может стоить меньше 15 миллионов рублей. Спрашивается, почему нельзя было с самого начала выставлять на конкурс уже эту серьезно проработанную заявку? Ведь тогда можно бы было избежать самой возможности столь сильного занижения цен. Говорят, что тогда пришлось бы затягивать начало строительства. Тем самым косвенно подтверждая, что сама идея этого ремонта родилась довольно спонтанно. Заказчики сами ввязались в это дело, надеясь на авось.
Теперь фирма "Карелстроймеханизация", сменившая СУ-2 на этом многострадальном объекте, взялась уложиться в 15-миллионную сумму, оговорив при этом, что, если по просьбе заказчика возникнут еще какие-то дополнительные работы, то и общая стоимость может измениться. Иначе говоря, при добрых отношениях заказчика и исполнителя за этой фразой вполне могут укрываться дополнительные миллионы рублей. Те самые, которых не хватило
СУ-2, чтобы довести работу до конца. Наверняка в этой истории существует еще масса подводных камней, о которых автор не знает и, быть может, не узнает никогда. Но учеников и учителей 18-й школы это касаться не должно. На сегодняшний день официально обещано завершить ремонт основного и наиболее трудоемкого блока школы к началу третьей четверти. Таким образом, часть классов сможет наконец вернуться в родные пенаты. А полностью ремонт должен будет завершиться к началу следующего учебного года.