Культура Капля росы

Ольга РЫЖКОВА
№2 (291) 09.01.2002

Что на Земле может быть красивее цветов? Голубое небо, синее море, алый отблеск заходящего солнца... Все это уже было, но художники и фотографы вновь и вновь тратят свои силы, краски и метры пленки, чтобы простой обыватель мог на секунду остановиться и увидеть красоту природы, запечатленную на картине или фотографии.

Красота земли — в ромашке, одуванчике, георгине...

Удивить современного зрителя фотографиями цветов не то чтобы сложно, а практически невозможно. Причина, почему Ирина Ларионова выбрала эти хрупкие и нежные создания, прозаична.

— Женщине заниматься творчеством непросто, — объяснила Ирина, — у нее и так много обязанностей — дом, дети... Художник может изобразить то, что ему хочется, силой воображения, фотографу нужна предметная реальность. Если это пейзаж, то надо куда-то ехать, искать, ждать нужного состояния погоды. А цветы в банке всегда под рукой.

Впрочем, "цветы в банке" на фотографиях Ирины Ларионовой кажутся совсем иными, чем точно такие же нарциссы, которые стояли прошлым летом точь-в-точь в такой банке на нашем подоконнике. На вопрос: "Что фотографирует Ларионова?" — ответить "Цветы" было бы непозволительно просто. Цветы — это лишь форма, хрустальный бокал, в котором фотограф преподносит зрителю радость жизни. Вот она, вся красота земли — в ромашке, одуванчике, георгине.

— Цветы сами по себе настолько хороши, что, фотографируя их, легко впасть в банальность, — считает Ирина. — Посмотрите на почтовые открытки, и вы увидите на них просто цветы. Там нет образа, способного передать их свежесть и красоту.

Кто-то скептически улыбнется: мол, на фоне банок с вареньем и поцарапанного подоконника любой цветок будет выглядеть самим совершенством. Но ведь и простой одуванчик, лишенный волею художника всякого окружения и солнечного цвета лепестков на черно-белой фотографии, притягивает взор своей нежностью и свежестью. Когда стоишь рядом, кажется, что фотографии дышат весенней свежестью и прохладой. Может, потому, что на травинке блестит капелька росы, а может, потому, что по оконному стеклу стекает струйка чистой воды.

"Я снимаю по велению сердца"

Первый раз Ирина взяла в руки фотоаппарат, когда ей было 14 лет, но долгий в то время процесс получения снимков заставил ее забыть об увлечении — до тех пор, пока она не встретила своего будущего мужа, фотографа Владимира Ларионова. Свою первую фотографию Ирина хорошо помнит.

— Я шла на работу на ОТЗ, было часов восемь утра, — рассказывает Ирина. — На улице было еще темно, и вдруг я увидела эту аллею, слегка в тумане, и потянулась за фотоаппаратом...

Этот снимок — "Утро туманное", положивший начало карьере фотографа, чуть позднее попал в книгу "Поэтика фотографии", изданную в Москве. Потом Ирина долгое время вела студию при ДК "Машиностроитель".

— Когда я начала снимать на цветную пленку, у меня получались монохромные (в одной цветовой гамме) фотографии, — поделилась Ирина. — Мне показалось, что я не вижу цвет, и поэтому я стала фотографировать самое красочное и яркое, что есть в природе — цветы.

Однако, до того как Ирина обратилась к цветам, был другой период в ее творчестве.

— Первый жанр, который меня заинтересовал, был портрет, — продолжает Ирина, — главным образом, это были печальные девушки, одетые в темные одежды. Может, в этих портретах отражалось состояние моей души, когда я не знала, зачем и для чего я живу. Когда я пришла к Богу, моя жизнь и отношение к ней полностью изменились. Сейчас эти портреты кажутся мне мрачными.

Грусть в глазах девушек фатальна. Даже веселый Мим, сидящий на деревянном полу, смотрит из-под панамки пронзительно-печальным взглядом. И все же среди работ того периода есть светлое пятно. "Воспоминание о детстве" — снимок, к которому Ирина относится с особой теплотой и трепетом. По прихоти судьбы и эта фотография была отмечена наградой — третьей премией на выставке в Испании в 1987 году.

— Я снимаю по велению сердца, — говорит Ирина, — у меня был период, когда мне хотелось славы и всеобщего признания, потом это ушло. Ко мне пришло сознание того, что все это — суета сует. Теперь я просто живу и просто фотографирую, и я счастлива.

Выставка для Ирины стала неожиданностью. Но самым приятным подарком была искренняя радость в глазах первых зрителей и море цветов как признание ее таланта. Хотя, как говорит сама виновница торжества, талант — это дар Божий, и гордиться тут, собственно, нечем...